Япония – страна восходящего солнца (ПРАКТИЧЕСКИЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ)

Япония - страна восходящего солнца (ПРАКТИЧЕСКИЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ)|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Четыре крупных острова и множество мелких составляют Японию – самую буржуйскую из буржуйских дальневосточных стран. Западные источники называют Японию “Раем для автостопщика”. В чем-то они правы, за исключением одного: для вольных путешествий по Японии вам потребуется довольно много денег.

Возможностей экономить существует масса, но даже использовав их все, вы все равно удивитесь дороговизне, особенно если вы только что приехали с гостеприимного Ближнего Востока. При этом ваши расходы будут во много раз меньше тех фантастических сумм, которые просаживают в Японии цивильные туристы.

В Японии действительно есть гора Фудзи, театр Кабуки, теоретически можно увидеть на улице женщину в кимоно, и все пьют сакэ (а также, в больших количествах, пиво). Уровень развития техники в Японии действительно высок. 70 процентов территории – горы, покрытые лесом. Все люди говорят по-японски, на других языках – очень и очень немногие (хотя все учили английский в школе), а в сельской местности во многих домах вообще нет стульев, а сидеть принято на полу. Самураев и ниндзя в Японии давно нет, и о них все забыли. Гейш, согласно путеводителю, осталось всего несколько десятков; все они базируются в городе Киото и берут за услуги умопомрачительные суммы. Любимые виды спорта – бейсбол и борьба сумо. Все люди ненормально вежливы и доброжелательны к иностранцам, но при этом далеко не гостеприимны в ближневосточном смысле. Эквивалентом латиноамериканского словечка “гринго” (белый мистер) служит слово “гайдзин”. В Японии принято часто кланяться.

История Японии насыщена различными событиями. Тут бли периоды, когда страна была изолирована от остального мира, которые чередуются с периодами более тесных отношений Японии с другими странами.

Краткая история Японии. Основные периоды истории Японии

Эпоха Дзёмон (VI – I тысячелетия до н.э.) – наиболее ранняя японская культура. Первобытные племена, жившие на территории Японии, занимались охотой, рыболовством, собирательством. Изготовление глиняной посуды без использования гончарного круга.

Эпоха Яёй (300 г. до н.э. – 250 г. н.э.) – появляется земледелие (рисосеяние) и разведение домашнего скота. Из соседних государств – Китая и Кореи японцами заимствуются орудия труда и оружие, сделанные из бронзы, а позднее из железа. Появляется правящий класс воинов.

Эпоха Ямато (300 – 710 гг.)
Япония оформляется в единое государство. Начало распространения буддизма в Японии. Конституция принца Сётоку-тайси. Реформы Тайка и Кодекс Тайхо. Провозглашение права императора на все земли и народ Японии. Развитие института дворянства. Создание централизованного управления в государстве.

Эпоха Нара (710 – 784)
В городе Нара основана постоянная столица Японии. Написана история Японии, начиная с мифических времен.

Эпоха Хэйан (794 – 1185)
Столица Японии переносится в город Хэйан (современный Токио). Появление монастырей. Регентство Фудзивара Митинага. Возникновение буддийской секты Чистой Земли (Дзёдо). Война кланов Тайра и Минамото.

Эпоха Камакура (1185 – 1333)
Возникновение буддийской секты Дзэн. Минамото Ёритомо получает титул сёгуна, фактически становится правителем страны. Военное правительство Камакура.

Появление «Свода законов». Монголы делают попытки захватить Японию, которые заканчиваются неудачей из-за погодных условий. Конец сёгуната Камакура.

Эпоха Муромати (1338 – 1537)
Происходит восстановление императорской власти. Императорский двор разделяется на Северный (сёгунат Муромати) и Южный дворы, позднее происходит их объединение. В Японии появляются португальцы, которые приносят огнестрельное оружие и христианство. Ода Нобунага захватывает власть. Завершение сёгуната Муромати.

Эпоха Адзути Момояма (1573 – 1600)
К власти приходит военачальник Тоётоми Хидэёси, который принимает титул кампаку. Тоётоми Хидэёси производит окончательное объединение Японии. Неудачная попытка войны с Кореей.

Эпоха Эдо (1600 – 1867)
Токугава Иэясу одерживает победу в битве при Сэкигахара и становится сёгуном. Столицей становится город Эдо (современный Токио). Начинаются преследования христиан. В Японии начинается период самоизоляции.

Эпоха Мэйдзи (1868 – 1912)
Реставрация Мэйдзи и возвращение власти японского императора. Европеизация Японии. Ведение войн с Китаем и Российской Империей. Появление первой конституции. Захват Кореи.

Эпоха Тайсё (1912 – 1926)
Япония участвует в Первой мировой войне на стороне союзников. Землетрясение в Канто, разрушившее города Токио и Йокогама.

Эпоха Сёва (1926 – 1989)
Инцидент в Манчжурии. Пакт с Германией и Тройственный союз с Германией и Италией. Ведение Тихоокеанской войны. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки, капитуляция Японии. Оккупация Японии, появление новой Конституции, вступление Японии в ООН. Нормализация политических отношений с СССР и Китаем. Топливный кризис.

Эпоха Хэйсэй (1989 – н. вр.)
Экономическая реконструкция Японии. Япония становится одним из мировых лидеров в сфере высоких технологий и автомобилестроения.

Попадание

Одна из самых богатых, дорогих и цивильных стран мира, Япония, весьма редко посещается вольными путешественниками. Виною тому – трудности с получением визы. Японцы опасаются нас, “бедных-нищих” украинцев, и не спешат выдавать визу.Вообще-то она бесплатная, но получить ее без приглашения практически не реально.

Япония - страна восходящего солнца (ПРАКТИЧЕСКИЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ)|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Поэтому различные посреднические фирмы помогут ее оформить за примерно 300 долларов.

Если вы не хотите платить никому, то само приглашение может сделать состоятельный взрослый японец, или организация (фирма), прописанная в Японии – которым не страшно будет за вас поручиться. Туры в Японию стоят несколько тысяч $. Попав на Дальний Восток России, можно купить относительно дешёвую поездку в Японию – за автомобилем.Правда паспорт у вас будет не российский, и вам это обойдется все равно дороже, чем местным жителям.

Авиаперелет из Москвы до Токио обойдется в  9789 гривен в одну сторону. Из Киева до Токио еще дороже – 10 тысяч гривен.

Правда в  последние годы в Японию зашли сразу несколько бюджетных авиакомпаний, такие как AirAsia, Jetstar (www.jetstar.com), Peach (www.flypeach.com), Air Busan (www.airbusan.com) и Cebu (www.cebupacificair.com). Если раньше любое путешествие в Японию означало существенный удар по бюджету туриста, то сейчас региональные перелеты в эту страну из Южной Кореи, Китая, Филиппин и Гонконга могут стоить от 50 долларов в одну сторону.но нужно еще добраться до этих азиатских стран. комбинацией самолетов возможно выйдет и дешевле.Прямые рейсы в Японию выполняются также из Хабаровска и Владивостока авиакомпанией “Сибирь“, а в летний сезон авиакомпания “Якутия” выполняет рейсы из Владивостока в Ниигату.

Легендарный транссибирский экспресс  Москва-Владивосток идет шесть дней. Минимальная цена билета 3105 гривен.Но до Москвы еще надо добраться, что тоже не дешево(1,5 гривен). Эх, жаль, что пару лет назад отменили поезд, рекордсмен по расстоянию в мире – Харьков-Владивосток. А шел он восемь дней.

Гидростоп в Японию затруднён. Жители Дальнего Востока России плавают туда, имея паспорт моряка, и привозят оттуда машины. Из простых смертных (с обычным загранпаспортом) уплыть туда удалось лишь однажды О.Матвееву, за $300.Самый дешевый цивильный вариант – южно-корейские паромы.

1) Дешевый (туда и обр 395$, в один конец – 220$ ) корейский паром “Eastern Dream”, курсирующий по маршруту Владивосток- Донгхэ(Корея)- Сакай Минато(Япония). Корейская транзитная виза не требуется. ООО “Шторм Марин-Владивосток”. г. Владивосток, ул. Нижнепортовая 1, офис 124 (здание Морвокзала). Тел: +7 (4232) 302-704. Факс 7(4232)302-664. E-mail: info@stormmarine.net, http://www.parom.su/.

2) Дешевый ( туда и обратно 334 $, в один конец 200$ ) корейский паром “Queen Qingdao” курсирующий по маршруту Сокчо(Корея) – Ниигата(Япония) – Зарубино – Ниигата – Сокчо. Расписание здесь: http://www.osavlad.ru/v2/page.php?21.
ООО “Восточная Морская Агентская Компания ” OSA. 690090, Россия, г. Владивосток,ул. Верхнепортовая, 41. Тел: 7-(4232)-49-78-28, факс: 7-(4232)-49-78-57. Email: osa@osavlad.ru. http://osavlad.ru.

Московское представительство: г.Москва. Павелецкая набережная, д 2, корпус 7, офис 511 Гриценко Эдуард. Tel/fax: +7-095-235-71-67. E-mail: moscow@osavlad.ru

3) Дорогой (туда и обратно 495$, в одну сторону 330$) теплоход Русь по маршруту Владивосток – Фусики (преф. Тояма). ООО “БИЗНЕСИНТУРСЕРВИС” г. ВЛАДИВОСТОК, ул. Нижнепортовая, 1 (МОРСКОЙ ВОКЗАЛ). Тел. (4232) 497-392, 497-393, 300-146. Факс (4232) 411-829. E-mail: bis@vtc.ru, bas-olga2006@yandex.ru. http://www.bisintour.com/index_rus.htm

4) Из Южной Кореи (г. Пусан) ходят дешевые паромы во многие города Японии ( в Синмоносеки, Фукуока, Осака и др.).

Международный морской терминал: http://www.busanferry.com. Рейсы Пусан-Япония: http://www.busanpa.com/Service.do?id=w_coast_03a

5) Паром с Сахалина Корсаков – Вакканай ходит с июня по сентябрь. Расписание здесь: http://travel.sakh.com/?div=ferry

Виза

Получить очень сложно. Либо по приглашению, либо через турфирму, но турфирмы делают визу без тура только при бронировании дорогих гостиниц. Продлить нельзя.

Если просрочили визу, то не лезьте с ней в аэропорт/порт – арестуют . Тех, кого ЛОВЯТ с просроченной визой – сажают в тюрьму, а потом департируют. А тех, кто сам приходит сдаваться, даже с большим оверстэем, отпускают по хорошему, без штрафов и арестов. Идите в иммиграционку, вам поставят штамп до отъезда и дадут время на покупку билета.

Посольства других стран
ВНИМАНИЕ! Данная информация распространяется только на обладателей так называемой “регистрации пришельца” – alien registration. Вероятно, при ее отсутствии вам будет отказано во многом из нижеперечисленного.

КИТАЙ: адрес посольства – Мото-Адзабу, 3-4-33. Это примерно в десяти минутах ходьбы от станции метро “Роппонги” на юг по улице Асахи-тэрэби. Мимо не пройдете. Посольство способно выдать месячную визу за 3 рабочих дня и 30 долларов (естественно, надо заполнять анкеты, наклеивать фотографии и сдавать паспорт). Прием документов с 9 до 12, выдача виз – до вечера. Не приходите незадолго до и во время китайского Нового Года!

КОРЕЯ: адрес – Мото-Адзабу, 1-7-?, на проспекте к югу от станции метро “Адзабу-дзюбан” по соседству с отелем “Олимпик”. Выдает 15-дневную визу за 2-3 рабочих дня и 25 долларов. График работы более гибкий, чем у китайцев; закрывается посольство в 17 часов.

ЛАОС: адрес – Ниси-Адзабу, 3-3-22. По идее, виза должна браться без проблем.

ПАКИСТАН: адрес – Мото-Адзабу, 2-14-9. За визу этой страны с вас потребуют (держитесь!) 120 долларов США и целый ворох бумаг вроде забронированного билета, отеля, приглашения пакистанской стороны и прочей ерунды. Не морочьтесь и возьмите эту визу в Пекине.

ИРАН: адрес – Минами-Адзабу, 3-10-32. Виза обойдется в 80 долларов; ждать придется, говорят, около 10 дней. На требование авиабилетов ответьте обещанием ехать на поезде. Как объяснять отсутствие визы Пакистана – неясно.

Деньги

Японская валюта по-русски называется “иена”, а по-японски – “эн”.

Валюта: йена = 100 сэнов

За 1 йену – 8,36 гривны. 1 доллар – 102 йены, август 2014

В обороте :

монеты: 1, 5, 10, 50, 100, 500 иен,

банкноты 1000, 2000, 5000, 10 000 иен

Теоретически, в 1 иене содержится 100 мифических сэнов, но об этом знают немногие. В природе существуют бумажки в 10000 иен (ман, или итиман), в 1000 иен (сэн), реже – в 5000, совсем редко – в 2000 (очень красивая). Также есть желтенькие увесистые монеты в 500 иен, поменьше и посеребристей – в 100, дырявые полтинники, красные гривенники, снова дырявые пятаки и алюминиевые типа копейки. Торговые автоматы принимают дензнаки достоинством от 10 иен и выше. При посещении храма принято жертвовать не меньше пятака.

Внимание! Кредитные карточки и иностранная валюта в Японии малополезны!

Ими удастся расплатиться разве что в крупных городах, и то не везде! Сразу найдите возможность поменять доллары или что там у вас – и носите с собой, по возможности, всю наличность в местных деньгах: опасность воровства и грабежей минимальна.

Питание

Осторожно: неосторожное потребление японской еды может быть ОПАСНО для вашего кошелька! Ищите недорогую горячую еду в маленьких забегаловках (НЕ в сусичных! суси – дорогая еда, особенно маленькие ресторанчики в приморских городах, где, правда, и обалденно вкусно – если вы любитель). Сами забегаловки следует искать в закоулках, а не на больших улицах. Любители сверхэкономии могут заказать рис (100-200 иен в зависимости от величины порции). Популярная недорогая еда – макаронные изделия разных видов (соба – гречневая лапша, удон – толстые белые макароны, и рамэн – обыкновенная вермишель) в супе с разными добавками, стоит это удовольствие от 300 до 1000 иен (порции большие). Море возможностей поесть за гораздо большие деньги.

Есть принято палочками, но по вашей просьбе принесут вилку, нож и ложку (названия совпадают с английскими). Из заведений фаст-фуда в западном стиле наиболее дешев МакДоналдс – цены превышают наши, но не намного. Уличные торговцы легким перекусоном (не такое частое явление, как хотелось бы) были пару раз замечены в самопроизвольном предоставлении скидок усталым гайдзинам с большими рюкзаками.

Япония - страна восходящего солнца (ПРАКТИЧЕСКИЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ)|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Дешевые суси (100 ен за пару) можно поесть в «кайдэнзУщи» – это такие кафэшки, где суси весело гуляют по залу на вращающейся полоске, вокруг которой стоят столики, и посетители выхватывают приглянувшиеся. А когда поели, приходит официант и считает блюдца.

Дешевле всего покупать еду в супермаркетах «сУупаа, суупаамАакето» по вечерам. Вечером, за час – два перед закрытием, цены на быстропортящиеся продукты постепенно падают до 50%. На упаковки наклеивают желто-красные наклейки с иероглифом «скидка» и цифрой(сколько процентов). Иногда скидка 50% написана не цифрой, а иероглифом “половина”. Скидка по-японски “дискАнто”. В некоторых супермаркутах есть бесплатный кипяток в чайниках. В магазинах «комбини» всегда есть чайники с бесплатным кипятком.

В супермаркетах продается готовая еда, очень дешев вареный рис и вареные макаронные изделия. Дешево и моментально можно приготовить вкусный «суп-мисо», разбодяжив в кипятке пасту «мисо» (питательная паста из соевых бобов) , добавив порезанный кубиками тофу (соевый творог), и какие-нибудь вареные макароны.

Воду в Японии можно пить прямо из-под крана.

Распространен не только зеленый чай, но также и черный (с молоком или с лимоном), кофе, соки и западные газировки. Все это, включая чай, доступно в разнокалиберных пластиковых бутылках, картонных пакетах и металлических банках. Можно покупать булки в супермаркетах (“суупаа”) и круглосуточных магазинах (“комбини”) – от 80 до 150 иен. В торговых автоматах и 24-часовых “комбини” все немного дороже!

Практически в любой закусочной вам бесплатно дадут сколько угодно чашечек зеленого чая.

Ночлег

ГОСТИНИЦЫ зверски дороги, даже самый дешевый вариант – молодежные хостэлы «Юусу хОсутэру» . Да они нам и не нужны, при японском уровне безопасности спать можно где угодно.

В ПАЛАТКЕ И БЕЗ. В Японии повсюду дикие горы, даже посреди большого города можно найти гору с храмом или парком наверху. Однако в горах поставить палатку бывает проблематично из-за их крутизны. На равнинах города вытягиваются вдоль трасс и плавно переходят один в другой, поэтому не стоит пытаться выбраться за город в поисках места для ночлега. Даже в городе легко найти себе место.

Главное дождаться вечера. Вечером после наступления темноты, часам к 9-10 городские улицы и парки пустеют (за исключением центральных и развлекательных районов больших городов), и становится легко найти закуточек для ночлега или кусочек зеленки под палатку. Только вставать придется очень рано, японцы рано встают, часов в 5.30 – 6 утра, и даже в парке в это время появляются спортсмены и собачники, хотя, увидев палатку, никто не будет звать ментов. Главное не ложиться на территории охраняемых тур-объектов.

В ПАРКАХ можно ночевать на лавочках, так делают и японцы, но только мужчины, девушка же сразу привлечет к себе внимание. Одиноким девушкам лучше спать в палатке. Палатка в парке не вызывает интереса ни у прохожих, ни у ментов.

Если придется ставиться в дождь, то можно ставить палатку под мостом, везде есть реки, и широкие автомобильные мосты, с куском зеленки под ними, только смотрите чтоб не смыло, если пойдет сильный ливень и река выйдет из берегов.

Рядом с СИНТОИСТСКИМИ ХРАМАМИ обычно есть лес, роща, зеленка, где можно заночевать. Большие и знаменитые храмы (тайся, дзингу) охраняются, маленькие (дзиндзя) – нет.

БУДДИСТСКИЕ ХРАМЫ ночью закрываются и охраняются. В них можно ночевать за приличную плату, цены как в гостиницах. На Сикоку японцы совершают паломничества по всем 88 буддистским храмам. Говорят, что эти храмы дают бесплатный ночлег паломникам, ну и наверное, простым путешественникам.

В БОЛЬШИХ ГОРОДАХ, где нет поблизости парков и зеленки, можно поспать в открытых гаражах. Почти подо всеми многоэтажными домами есть гаражи, в одноэтажных частных домах тоже есть, сбоку. Вечером большинство закрывают, есть и не закрывающиеся, (обычно частные закрывают, многоместные под многоэтажками – нет) смотрите на это сразу, чтобы вас уснувших потом не закрыли. Когда машины уже стоят, можно лечь за машинами.

НА ТРАССЕ удобно ночевать у дорожных станций «мичи но эки» или «саабисуэриа», там всегда есть зеленка и вода.

ВОКЗАЛЫ. Большие вокзалы на ночь закрываются. Некоторые маленькие станции с контролерами остаются открыты, закрывается только окошко контролера, да и в будке на перроне можно остаться. На некоторых мелких платформах, особенно в холодных регионах, есть будки, которые всегда открыты.

КЛАДБИЩЕ. Самое спокойное и безопасное место для ночевки в посреди большого города. Кладбища находятся рядом с буддистскими храмами. Сатанисты и готы там по ночам не шатаются, остальные люди тоже, потому что боятся привидений.

ВПИСКА У ЯПОНЦЕВ – как повезет, могут позвать, могут не позвать. Самим напрашиваться не стоит однозначно, японцы уважают скромность, а такая просьба будет выглядеть достаточно нагло.

В общем ночевать можно практически где угодно (опасно только в мегаполисах). Люди лояльны, гопоты не замечено, менты добры.

Мытьё и стирка

В холодное время лучше ходить в «онсЭны», чтобы и помыться и побалдеть в горячих источниках. Бывают серные, соляные, родоновые, дешевые(от 300ен) и дорогие. Время пребывания не ограничено. Есть ещё общественные бани, называются «о-фУро».

В туалетах, находящихся в парках, есть отдельные кабинки для беременных/женщин с детьми/инвалидов. В кабинке есть раковина и сливное отверстие в полу, так что там можно ночью запереться и помыться-постираться по полной программе. Туалеты в Японии на каждом шагу, всегда бесплатны и невероятно чисты. На туалеты «в полу» принято садиться не так, как у нас, а передом – к туалету, задом – к двери, кое-где даже висят пояснительные картинки для диких иностранцев. А на унитазах куча кнопок – всякие подогревы, подмывалки, звуки, заглушающие журчание и пердение, главное – рычаг смыва найти, но и там все не просто, есть смыв большой и маленький, там иероглифами написано.

На улицах есть автоматические прачечные «коин-рандорИи».

Дешёвые магазины
Сэконд хэнды называются «рисАйкуру шОппу», там можно найти не только одежду, но и дешевые спальники и палатки. Есть специальные сэконд-хэнды продающие бу кимоно.

Бу книги и диски продаются в магазинах «BOOK OFF».

В каждом городе есть магазины, где всё продается по 105-ен, называются «хяку-Эн шОппу», «105 эн шОппу». Там продают еду, канцтовары, хозтовары, галантерею и прочие мелочи. Еду все же дешевле брать в супермаркетах по вечерам.

В Токио есть район АкихабАра , а в Осаке – район НиппонбАси, где продают дешевую б/у электронику, в т.ч. компьютеры и ноутбуки.

Повсюду встречаются круглосуточные магазины “комбини”Sunkus», «7Eleven», «Family mart», «Lawson»). Они не дешевы, но там всегда есть бесплатный кипяток в чайниках и бесплатный туалет, а также есть ксероксы а атласы автодорог.

Банкоматы, работающие с международными картами есть на почте, только в крупных городах, кредитками мало где можно расплатиться, при японском уровне безопасности проще носить наличку с собой.

Транспорт
Транспорт в Японии (вы догадались) ОЧЕНЬ ДОРОГ. Наиболее абсурдны цены на городские автобусы – не пользуйтесь ими ни в коем случае, сами японцы предпочитают метро и наземные электрички, заменяющие им наши автобусы и троллейбусы. Междугородний транспорт – автобусы, поезда и самолеты также абсурдно дорогостоящ. Оплата проезда всегда зональна, билеты продаются автоматически. Все названия станций написаны по-японски и трудночитаемы! Применим метод одной остановки (в местном варианте – метод самого дешевого билета; по-японски – “кисэру”); к счастью, в Японии начисто отсутствует институт штрафов за безбилетный проезд, так что в любом случае с вас попытаются взять только стоимость проезда минус цену билета, который вы купили. Относительно неплохой метод избегания оплаты проезда – притворяться очень тупым ничего не понимающим гайдзином из экзотической страны, например, из Украины. Помните, что в большинстве случаев это и есть то, чем вас сочтут, и иногда будут отпускать, не взяв денег; вероятно, чем более смущенный и дебильный вид вы примете, тем выше будут шансы на успех. На станциях в глухой провинции могут отсутствовать люди и/или турникеты, в этом случае можно бесплатно проникнуть в поезд, а если пункт вашего назначения – такая же глухая станция, то так же бесплатно можно и выйти. В процессе движения поезда к вам может подойти контролер и попытаться обилетить; притворитесь тупым и попытайтесь купить самый дешевый билет из всех возможных. Скорее всего, он будет стоить в районе 150-200 иен.

Поезда

Японские поезда все электрифицированы и едут на небольшие расстояния, все с сидячими местами, в общем как наши электрички, только чистые. Говорят, что по ночам где-то ходят поезда дальнего следования со спальными местами, но они нам не нужны. Билеты продаются автоматами и в билетных кассах. В билетах обычных собак места не указываются. По ночам собаки не ходят, вокзалы закрываются.

Железные дороги являются основными транспортными артериями страны наряду с морским транспортом. Сеть суперсовременных скоростных поездов связывает большинство городов страны, а также обслуживает большинство внутренних маршрутов в мегаполисах. Независимо от дальности следования, все японские поезда оборудованы мягкими креслами, автоматами с кофе и прохладительные напитки, обязательно наличие туалета, городского телефона и удобного табло на японском и английском языках.

Для передвижения по железным дорогам удобен проездной билет “Japan Rail Pass” (действителен только для приезжих с туристической визой, приобретается заранее), предоставляющий возможность неограниченного передвижения на поездах, автобусах и паромах компании “Japan Railways”, а также на некоторых поездах частных компаний, в течение определенного срока (одной, двух или трех недель). Билет именной, передача его другому лицу запрещена (при проверках необходимо предъявить паспорт, чтобы подтвердить законность приобретения).

Внутригородские железнодорожные линии выделяются цветом, имеют достаточно запутанные маршруты, да и отходят зачастую от одних и тех же платформ, поэтому стоит внимательно изучать справочные стенды (на них также указывается и информация о цене проезда до той или иной станции). Стоимость проезда составляет 120-300 JPY, билеты приобретаются в специальных билетных автоматах на станциях (часты длинные очереди) и сдаются на выходе из поезда на станции назначения. Действуют специальные электронные “оранжевые карты” стоимостью 1 тыс., 3 тыс., 5 тыс. и 10 тыс. JPY, которые необходимо вставить перед поездкой в специальный автомат и набрать стоимость билета, при этом сумма автоматически списывается с карточки. При переходе с ветки, принадлежащей одной компании, на ветку другой компании, покупается новый билет. Можно доплатить за билет и на станции назначения.

Виды электропоездов линии JR (надписи на них дублируются по-английски):

1. Local (“фуцуу”) –медленный, останавливается на каждой станции, не проверяется контролерами, по всей электричке ходит один кондуктор, который обилечивает пассажиров, зашедших на мелких полустанках.

2. Rapid, Semi rapid (“кайсоку”)– чуть побыстрее, стоит столько же, но делает меньше остановок, контролеров замечено не было.

3. Express (“кюукюу”) – еще быстрее, проверяется контролерами.

4. Limited express(“токкю”) – дорогой, всегда с контролерами.

5. Синкансэн – высокоскоростной экспресс, очень дорогой

Кое-где существуют специальные поезда Romantic train (не JR), возящие туристов по живописным горным ландшафтам, делающие остановки в особо красивых местах, они дорогие и с контролерами.

Нас интересуют только простые дешевые электрички без контролеров – «фуцу дэнся» (Local), (а также Rapid и Semi Rapid), дальше речь пойдет именно о них.

На морде у электричек есть электронные табло, где указан вид собаки и конечная станция, надпись поочередно меняется иероглифами и латиницей. На перронах тоже электронные табло.

Собаки в Японии очень дорогие, но они идеально приспособлены для зайцев. Все дело в том, что контроль есть только на входе в вокзал и на выходе из вокзала. При переходе с перрона на перрон, с электрички на электричку не надо проходить контроль. А значит можно, один раз купив самый дешевый «билет на одну остановку», ехать далеко-далеко, меняя множество электричек. Ну а в конце при контроле на выходе можно как-нибудь выкрутиться.

Главное – не сходить с линии JR (Japan Railways, самая крупная железнодорожная компания, ее дороги соединяет все большие города страны). Передвигаясь только по линиям JR, можно пересаживаться с электрички на электричку не проходя контроль. (Японцы сразу покупают один далекий билет по JR и едут, меняя много электричек). Кое-где от линий JR отходят маленькие ветки других компаний( их много в районе Токио, Осака, Нагоя). При пересадке на них платят отдельно, поэтому приходится выходить с линии JR, пройдя JR-ский контроль, а потом заходить на другую линию через ее входной контроль, купив новый билет.

Ну а теперь о том, как проходить контроль на входе и на выходе. Способ проникновения и выхода зависит от типа станции.

Существуют следующие типы станций:
1. Крупные. Вокзальный контроль действует все время, пока ходят поезда, от открытия до закрытия вокзала. Это большие вокзалы в крупных городах, имеется несколько турникетов. Билеты продаются автоматами и в кассах, а проверяются турникетами. Вокруг вокзала высокие и длинные заборы. При входе покупаем самый дешевый билет на одну остановку. На выходе можно закосить под тупого иностранца, мол, моя твоя не понимает, и вообще я билет уже выкинул, не знал что проверка на выходе. В городах, где много туристов, привыкли к тупым иностранцам, и легко пропустят, не попросив оплаты. В мелких и не посещаемых туристами городах вас попросят оплатить проезд. Покажите им на карте ближайшую крупную/среднюю (или мелкую, где есть достопримечательности, онсэны, чтобы правдоподобно выглядело) станцию, типа вы оттуда приехали, и оплатите стоимость проезда оттуда до сюда, им ничего не останется как поверить, никто не станет арестовывать тупого иностранца.

2. Средние. Маленький вокзальчик или будка, есть контролер. Билеты продаются автоматами, но проверяются не турникетом, а контролером в окошечке. Вдоль платформы короткий, невысокий заборчик. Некоторые станции на ночь закрываются, некоторые нет. Электрички ходят примерно с 5-30 до 23 часов, но контроль на станциях работает примерно с 6 или 7 до 19 или 20 часов( у них на окошечках написано). А утром до открытия и вечером после закрытия вокзального контроля, заходящих/выходящих там пассажиров проверяет кондуктор в собаке. Здесь все просто. Часов в 5-30 утра, пока окошечко контролера закрыто, проникаем на перрон, прячемся в переходе, и там ждем открытия вокзального контролера, как откроется – садимся в электричку. Так же и вечером, выйдя из электрички где-то в полседьмого, прячемся в переходе, чтоб не вызывать интерес вокзального контроля, и ждем его закрытия .

Ну на средних станциях можно и через заборчик перелезть (а иногда просто спрыгнуть с платформы). Как перепрыгните – сразу убегайте, на перронах висят камеры, если поймают– арестуют.

3. Мелкие. Платформы, иногда с будкой. Там нет ни турникетов ни контролеров. К зашедшим с такой платформы, в электричке подходит кондуктор и обилечивает. При выходе на платформу, либо выпускают всех через переднюю дверь, проверяя билеты, либо кондуктор выходит из собаки и собирает билеты у выходящих.

Было замечено, что в центральном Хонсю на крупных загруженных линиях(напр.Токио-Осака), на средних и мелких станциях, кондуктора никогда не ходят, людей впускают и выпускают без проверки.

Старайтесь ездить по загруженным линиям. На глухих линиях, с одними мелкими станциями, где двухвагонки ходят по деревням, и обилечивают кондуктора, в редких случаях могут проверить билет в поезде, даже если вы сели на крупной конечной станции.

Штрафов за безбилетный проезд в Японии нет, от зайцев требуется только оплата проезда.

Перемещение между островами

Хонсю соединен с Сикоку и Кюсю (ж/д – и авто -) мостами. С Хоккайдо – подводным железнодорожным тоннелем «Сэйкан», по которому ходят только дорогие экспрессы с контролерами. Машины переправляются на паромах из Аомори в Хакодатэ. Еще есть паромы из Ома в Хакодатэ, но, несмотря на более близкое расстояние, стоят они почти столько же. Паром намного дешевле поезда, в Аомори есть 2 фирмы, у одной паромы дороже, у другой дешевле. Можно договориться с водителем грузовика и проехать спрятавшись в закрытом кузове, кузова не проверяют. В кузове въезжаем, едем и выезжаем с парома, так как там контроль на входе и на выходе, и во время поездки рабочие у машин тусуются.

На остров Садо ходят паромы из Ниигата.

На Окинава и прочие южные острова ходят паромы из Кагосима.

На остров Миядзима, где знаменитый храм с тории в воде, самый дешевый паром ходит из Миядзима-гучи.

Городской транспорт

Автобусы очень дороги, лучше ездить на метро и городских наземных электричках. В городских автобусах заходят через заднюю дверь, а выходят через переднюю, заплатив водителю. В метро, как и в наземных электричках, стоимость проезда зависит от расстояния. Билеты продают автоматы. Можно использовать метод одной остановки, можно купить детский билет, он в два раза дешевле взрослого. Когда на входе вставляют в турникет детский билет, он тихонько пищит три раза, наверное, чтоб дежурные пасли, но никто за этим не следит, а если вдруг и заметят, то вряд ли докапаются до глупого иностранца. В метро на входе и выходе билет всегда проверяется турникетом. В городских электричках на разных станциях по-разному – где-то проверяют турникеты, где-то контролеры, где-то обилечивают в вагонах.

Такси

Такси многочисленны и легкодоступны, но крайне дороги. Тариф начинается с 650 JPY в Токио, 500 JPY- 580 JPY в др. городах, далее – по 80 JPY- 90 JPY за какое-то определенное расстояние. За каждую минуту простоя – 45 JPY- 50 JPY. С 23.00 до 6.00 плата за проезд дороже на 30%. Во многих местах города таксистам разрешено останавливаться только на специально обозначенных стоянках. Зеленый световой сигнал означает, что машина занята, красный – свободна, желтый огонек на пустой машине означает, что она едет по телефонному вызову. Двери машин автоматические, машины чистые и удобные. Отказ от пассажира или маршрута поездки законодательно запрещен, в случае потери в машине чего-либо полагается почти 100% компенсация стоимости утерянного.

Автостопом по стране

Денег за подвоз, конечно, никто никогда брать не станет. Нередки случаи, когда драйвер подвозит стопщика совсем не туда, куда собирался ехать. Известны и другие случаи проявления экстраординарной доброты. Чтобы избежать долгого ожидания, учтите следующее.

Япония – ГОРНАЯ страна. Почти наверняка вам придется стопить в гористой местности. Это означает, что дороги очень кривые и узкие и движение по ним медленное. Тщательно выбирайте позицию! Японец, не остановившийся при виде голосующего гайдзина, поступил так потому, что либо ему страшно останавливаться в таком месте (японцы панически боятся аварий и аварийных ситуаций), либо он не успел принять решение (а японцам всегда нужно время для этого, спонтанно они ничего не делают).

Япония - страна восходящего солнца (ПРАКТИЧЕСКИЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ)|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Старайтесь, чтобы вас было видно издалека! Позаботьтесь, чтобы машине было, где останавливаться! Не выпендривайтесь, стойте смирно, смущенно улыбайтесь и стопьте большим пальцем – японцы знают, что так делается в Америке и Европе. И ни в коем случае не надо выглядеть как бомжи – процент берущих снизится раза в три, не меньше!

Далее, равнинные участки Японии практически целиком заполнены городами, причем, в отличие от той же Украины, здесь города не разбросаны среди сельской местности, а заполняют все пространство без остатка, плавно переходя друг в друга. Стопить в подобной местности практически бесполезно. Из горного городка вас наверняка увезут по горной дороге в соседний, горный же город, и вы насладитесь великолепными видами; а в ровной местности вас, скорее всего, довезут только до ближайшего перекрестка, и вы ничего не увидите, кроме домов, рисовых полей и гор на горизонте.

Наконец, в Японии существует и пользуется большим уважением институт скоростных шоссе (по-английски expressways, по-японски “коосоку-дооро”, возможны сокращения типа “коосоку”). Все они платные и весьма дорогие; кроме того, правила, запрещающие выходить на них пешком, останавливать машины и т.п. соблюдаются весьма строго. Итак, если вы хотите воспользоваться шоссе – стоять надо на въездах, называемых interchanges, или “интаатеендзи” (чаще просто “интаа”). Можно изготовить табличку для отфильтровывания машин, едущих в противоположном направлении. Напишите направление латиницей (прочитают, поймут), если можете – по-японски (в идеале – добавьте слово “хоомэн”, то есть направление), и какую-нибудь глупость по-английски типа “Hello!” или “Thank you!”. Не пишите свой пункт назначения, если это что-то незначительное! Вообще не пользуйтесь табличками кроме как при въезде на скоростное шоссе – машина, способная провезти часть пути, или даже следующая дальше нужного места в том же направлении, может не остановиться только из-за таблички!

Если едете далеко, то менять машины лучше на «дорожных станциях», где драйверы отдыхают. Там можно находить машины с иероглифами нужной префектуры и договариваться с драйверами. Также там можно найти место под палатку, воду, иногда интернет и прочие блага. Дорожная станция на федералке называется «мИчи но Эки», на автобане – «сАабису Эриа».

На дорожных указателях иероглифы всегда дублируются слоговой азбукой катаканой и иногда латиницей.

В Японии световой день имеет свойство рано начинаться и быстро заканчиваться. После того, как стемнеет, вас почти перестанут брать – представьте себе, боятся. Конечно, снижение видимости тоже имеет значение. Если вы рассчитываете проехать далеко за один день, постарайтесь выйти как можно раньше.

Впрочем, при езде по обычным дорогам не рассчитывайте на большую скорость передвижения – 70 км/ч – это еще очень неплохая скорость. На скоростных шоссе тоже никто не гонит. Компенсируйте, любуясь видами или, если получится, общаясь с драйвером.

Японцы часто очень любопытны и фантастически безграмотны в вопросах, касающихся других стран; любая информация будет наверняка воспринята с восторженным изумлением. Да, и привыкните к тому, что вас почти всегда будут принимать за американца, особенно если вы обнаружите знание английского языка. Наличие у вас акцента в большинстве случаев несущественно.

География, климат и т.д.
Северный остров Хоккайдо славится снежными и холодными для Японии зимами, неповторимой природой и, говорят, отличным автостопом. Это вроде бы наименее цивилизованная часть Японии. Главный остров Хонсю делится на несколько районов. Резко отличаются западная и восточная половины – первая, омываемая Японским морем, характеризуется относительно малой степенью цивилизации и снежными зимами; на восточном тихоокеанском побережье, наоборот, имеется несколько больших, плотно заселенных равнин с расположенными на них мегаполисами, а зимой, хотя и бывает холодно, снега почти нет. Посередине пролегают так называемые Японские Альпы – горы, где нередки дорогие лыжные курорты для крутых туристов и японскими богами забытые городки и деревни.

Япония - страна восходящего солнца (ПРАКТИЧЕСКИЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ)|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

На огромной равнине Канто – мегаполис Токио с городами-спутниками; далее на юг – еще одна равнина с мегаполисом Нагоя, еще дальше – Кансай с его промышленными мегаполисами Осакой и Кобэ, а также древними столицами Японии Нара и Киото, необычайно популярными среди туристов из-за богатейшего культурного наследия. Еще дальше на юге лежат острова Кюсю и Сикоку – на первом есть два мегаполиса, но есть и дикие горы, а на втором вообще нет крупных городов, но оба весьма привлекательны для вольных путешествий. Есть также южный архипелаг Окинава, известный американскими военными базами, высоким уровнем пьянства среди местного населения и мифическими ядовитыми змеями.

Кроме прекрасной осени, зимы и весны в Японии есть сезон дождей – это июнь, сезон жары – это июль и большая часть августа, и сезон тайфунов – конец августа и сентябрь.

Япония - страна восходящего солнца (ПРАКТИЧЕСКИЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ)|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Тайфуны редко представляют прямую опасность, но могут нанести косвенный ущерб – чересчур осторожные японцы часто закрывают из-за очередного тайфуна все, что только можно закрыть.

В Японии изредка случаются сильные землетрясения. Слабые, говорят, случаются постоянно, и их никто не замечает. Вероятно, вы тоже не заметите.

Достопримечательности

Описывать достопримечательности нет смысла, они там на каждом шагу, и описаны множеством путеводителей. На вокзалах и в туристических офисах много бесплатных журналов, рекламирующих все достопримечательности.

Все самые красивые буддистские храмы платны, причем стоят дорого. Можно попросить билетик у вышедшего туриста или подобрать выброшенный. Это прокатывает с храмами и замками, так как почти везде билеты покупают в кассе, а потом показывают контролеру на входе. В большинстве храмов и замков корешки у билетов не отрывают. Такой способ не прокатит с горячими источниками «дзигоку» в г. Бэппу. Там люди покупают книжечку «общий билет» сразу на все источники, это дешевле чем платить за каждый в отдельности. Однако на территории источников проникнуть не трудно.

Рекорды Японии

 
Храмовая сокровищница Тодайдзи в Нара является, по предположениям историков, самым старым музеем мира – ей уже более 11 веков.

Самый длинный подвесной мост мира – 1991-метровый главный пролет моста Сэто-Охаси.
Самая большая братская могила в Азии расположена на острове Окинава (около 200 тыс. захоронений Второй мировой войны). 

Самый большой крытый аквапарк Азии – “Оушн Доум” в Миядзаки (длина – 300 м., ширина – 100 м., высота – 38 м. плюс 140-метровый пляж).

Основной чертой, сразу бросающейся в глаза, является бережно сохраняемая природная среда страны. Каждый клочок земли, даже зажатый среди небоскребов крохотный газончик, может быть превращён в мини-заповедник, любой крохотный пруд или лужайка может быть местной святыней, за которой ухаживает и следит вся округа. Множество бережно сохраняемых исторических памятников, зданий и храмов рассредоточено по всей территории страны, поэтому Япония производит неизгладимое впечатление на каждого, кто хоть раз побывал в этой стране.Символами страны, миллионами растиражированными на всех открытках и буклетах о стране, являются самые большие “священные ворота” (“тории”) в Японии – деревянные ворота (1875 г.) святилища Ицукусима на “священном” острове Миядзима, стоящие прямо в воде в маленькой бухте (сам монастырь, одна из наиболее почитаемых святынь Японии, тоже стоит на сваях прямо в воде), а так же знаменитая гора Фудзи (Фудзияма, 3 776 м.) – один из самых красивых вулканов в мире, окруженный не менее живописными окрестностями. Таким же символом страны считается и мост Сэто-Охаси (1988 г.), перекинутый через Внутреннее Японское море (Сэто) от Хонсю до Сикоку. Япония производит лучший в мире жемчуг, поэтому многочисленные “жемчужные фермы” являются и интересными туристическими объектами, которые посещают до полумиллиона иностранных туристов в год.

Токио (до 1868 г. – Эдо) – один из крупнейших городов мира, основанный в середине XV в. по образу и подобию древней китайской столицы Чанъянь (ныне Сиань) сёгуном Токугава. До наших дней этот гигантский мегаполис сохранил множество старых деревянных зданий и храмов, придающих ему, по контрасту с суперсовременными кварталами, особое очарование.

В 150 км к северо-востоку от Токио находится национальный парк Никко с живописными озерами (самое красивое – Тюдзэнси или Чузенджи), водопадами Кэгон и Ширакумо, ущельями и горячими источниками “онсэн” в обрамлении красивых святилищ Тосегу, Футаарасан, Рицуин и Тайюин. Здесь находилась резиденция сёгуна Токугавы Иэясу, а его могила и в наши дни является местом паломничества многочисленных туристов. Жемчужиной курорта является храмовый комплекс Тосегу, включающий 23 памятника архитектуры, в том числе знаменитую пятиярусную пагоду и храм Якусидо. Через водные потоки перекинуты многочисленные живописные мосты, самым красивым из которых считается “священный мост” Синкё. На западном склоне горы Нантай, с расположенным на ней буддийским храмом Тачи-Ки-Каннон, находится обрыв, в верхней части которого расположены пещеры Казаана (“пещеры ветра”), из которых дважды в год – весной и осенью – дует сильный ветер. Здесь растет множество деревьев, цветение которых доставляет такое удовольствие японцам, поэтому весной (да и в любое другое время года) здесь множество туристов. А в Омии (30 км северо-восточнее Токио) интересен уникальный Парк Бонсаи (традиционное японское искусство выращивания карликовых деревьев).

В 32 км юго-западнее Токио лежит второй по величине город страны – Йокогама (фактически он уже слился с “большим Токио”). Между Токио и Йокогамой лежит город Кавасаки (также слился с Токио).

Нара – первая императорская столица страны (710-784 гг.), настоящий музей под открытым небом.

Киото основан в 792-794 гг. и до 1868 г. под именем Хэйан (“город мира и спокойствия”) официально считался столицей страны и резиденцией императора. Это необыкновенно красочный и романтичный город, признанный центр международного туризма. Здесь находится около 2000 храмов и церквей (из них 17 находятся под защитой ЮНЕСКО), сотни парков и десятки старинных дворцов. Особое очарование Киото придает неповторимая гармония всех его многочисленных сооружений с окружающим ландшафтом.

Расположенная на побережье Тихого океана Камакура – древнейшая столица Японии, место паломничества и популярнейший морской курорт Японии.

На юго-западе острова Хонсю расположен город Кобе – первый район поселения европейцев на островах и один из крупнейших портов мира, город международных выставок и “пионер” в создании искусственных островов.

Популярен у туристов и город Нагоя.

В районе города Беппу расположен один из самых крупных районов выхода подземных термальных вод на планете.

Второй по величине остров Японии – северный Хоккайдо (“путь к северным морям”), считается самым малонаселенным и “зеленым” островом архипелага. Около 10% площади острова занимают более 20 национальных парков, что делает его признанным центром активного туризма страны.

Многочисленные национальные парки, в т. ч. такие известные, как Дайсецудзан, Бандай-Асахи, Никко, Кирисима с водопадом Сенригатаки, Сето-Найкай, Сикоцу-Тоя, Чичибу-Тама, Фудзи-Хаконе-Идзу, подводные природные парки, заповедники и резерваты, хотя и относительно невелики по размерам, но обладают непередаваемым национальным колоритом.

Национальные парки
Также описаны множеством путеводителей. Национальные парки («кокурИцу кОоэн») все бесплатны и очень красивы. Там и вулканы, и горячие источники, и пещеры. Есть парки относительно дикие, есть очень оцивиленные. На вершины многих гор и вулканов ведут автодороги (это не потому что японцы ленивые, просто они очень занятые, у них нет длинных отпусков и времени на долгие походы-восхождения).

На Фудзияму – конкретная попса. До середины горы едут на автобусе. Выше – через каждые 200 метров подъема кафешки и ночлежки. Ближе к вершине– как очередь в мавзолей, узкая огороженная дорожка со ступенями, народу немерено, а на вершине – снова кафешки, торговцы сувенирами и толпы народу.

Япония - страна восходящего солнца (ПРАКТИЧЕСКИЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ)|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Сезон восхождения – с июля по август, когда нет снега. Специальных навыков не требуется, восходят все – и старики и дети.

Альпинистам будут интересны японские Альпы. Ворота в Альпы – город Мацумото, там есть и магазин турснаряжения со всеми картами.

Вулкан Сакурадзима на Кюсю часто извергается и восхождение на него запрещено.

Самая большая пещера – “Акиёсидо” в префектуре Ямагучи. На Сикоку (между ним и островом Авадзи) можно увидеть с моста водовороты Наруто “наруто узусио”, они усиливаются в 3 часа дня.

Не знаем, разрешена ли в нац. парках постановка палаток, но люди ставили, и их никто не трогал. Есть платные и бесплатные зоны кемпинга –«кЯмпингу Эриа».

В каждом нац. парке есть информационный центр с бесплатными картами.

Храмы

Синтоистские – обычные называются «дзиндзя», более важные – « дзингу» и «тайся». Всегда бесплатны. Перед входом, чтобы очиститься, принято омывать в фонтанчике руки и полоскать рот. При каждом крупном синтоистском храме для богов устраивают свои праздники-фестивали «мацурИ», а так же «кАгура» – костюмированные танцевальные представления на мифические сюжеты. Японцы очень любят фестивали, почти каждый день где-нибудь проходят мацури.

Буддистские храмы «о-тэра». Все красивые и знаменитые буддистские храмы берут плату за вход, и дают платный ночлег по цене гостиниц. Есть дзэн-буддистские храмы, где можно бесплатно пожить, практикуя дзэн-медитацию, но таких очень мало, и находятся они в глуши, о них можно узнать только у местных. На Сикоку популярно паломничество по 88 буддистским храмам, говорят, в них и ночевать можно бесплатно. В Японии огромное количество различных течений буддизма.

Не пропустите

Онсэн – горячий источник – то, что обязательно должен испытать любой посетитель Японии. Онсэны есть практически везде, и число их непрерывно растет. Вы платите деньги (бесплатные онсэны экстремально редки; цены сильно различаются, реально найти онсэн за 300-500 иен, тысяча – уже дорого), моетесь и потом сколько угодно сидите в горячей воде среди голых японцев. Впрочем, вы можете оказаться и единственным посетителем – это как повезет. Прикольная разновидность онсэна – ротэмбуро: онсэн под открытым небом, часто с красивым видом на море или гору (или с горы). Особенно забавно сидеть в горячей воде зимой, а потом, если охота, – искупаться в снегу. В городе Догасима на полуострове Идзу есть бесплатное ротэмбуро – но оно не только без крыши, но и без стен и находится посреди города!

Также в Японии хороши храмы (и большие, до отказа заполненные туристами, и маленькие, многочисленные и нередко заброшенные), осенью – неповторимый вид красных листьев клена (момидзи), весной – цветущая вишня (сакура). Музеи и прочие культурные объекты дороги. Выявлен один бесплатный объект: Музей прав человека в Осаке (упомянут в путеводителе Lonely Planet).

Последний совет: не вздумайте путешествовать по Японии во время больших праздников (Нового Года и так называемой “золотой недели” – это первая неделя мая). Половина всего (например, банки, музеи, но не храмы) закрываются, а все, что не закрывается – увеличивает цены! Кроме того, дороги, отели и незакрывшиеся достопримечательности до отказа заполняются бестолковыми туристами. Все это может сильно испортить вашу вольную жизнь!

Информация
Время опережает украинское на семь часов.

Интернет

В библиотеках и информационных центрах бесплатен. В Интернет-кафе ночью относительно дешев, поэтому многие молодые японцы используют интернет-кафе как место ночлега.

Карты

В Японии очень высокая информативность. На всех жд вокзалах есть стойки с бесплатными картами городов и бесплатными журналами, рекламирующими достопримечательности. Если карты нету на стойках, спрашивайте ее в окошечке, также в окошечке могут дать англоязычные карты. В справочных информация и карты всегда бесплатны.

Все атласы автодорог («дзидОося дОоро но чИзу») только на японском языке. Везде у дорог разбросаны круглосуточные магазины «комбини». Там продаются атласы автодорог и есть ксероксы, так что можно всегда отксерить нужные страницы. Ксерят все самостоятельно, так что тихонько берем атлас и просим какого-нибудь покупателя помочь, это конечно запрещено, но если продавец и увидит, то ничего не скажет глупому иностранцу.

Если будете путешествовать на электричках, лучше сразу купите атлас железных дорог, ( «тэцудО но чИзу», «рээру-рОодо но чИзу»), он сильно облегчит вам жизнь, в Японии очень сложная сеть железных дорог. Все расписания только на японском языке, но можно разобраться на ходу: на вокзалах названия всех станций дублируются латиницей.

В книжных магазинах встречаются карты Японии на английским языке.

Япония - страна восходящего солнца (ПРАКТИЧЕСКИЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ)|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Рекомендуемая литература

Про Японию написано столько, что хватило бы на целую библиотеку. Для вольных путешественников хорошо подходит книга Уилла Фергюсона The Hitch-Hiker’s Guide To Japan. Скачать на русском можно здесь. Неплохи и путеводители от Lonely Planet – Japan и Hiking In Japan, хотя они часто дублируют друг друга.

Безопасность

Уровень преступности очень низкий. В Японии вообще трудно где-либо увидеть проявление агрессии. Воровать не принято, а потерянные вещи сдают в бюро находок. Девушки могут спокойно ездить автостопом в одиночку, японские мужики совсем не приставучи. Можно безопасно гулять по ночам (не в больших городах). Гопников днем с огнем не сыщешь, говорят, найти их можно только в мегаполисах.

Менты невероятно добры и вежливы. Они всегда всем помогают, в Японии мент – друг человека. Они не докапываются до спящих на улице, не имеют глупой привычки приставать к иностранцам и спрашивать документы (этим интересуется только иммиграционная полиция). На некоторых ментовках изображены менты в виде зайчиков, слоников, котят, утят и прочих милых зверушек в полицейской форме, в каждой префектуре – своя зверушка.

Менталитет

Японцы удивительные люди, с широким кругозором, любознательны, умны и интересны. Чересчур вежливы, постоянно кланяются, благодарят, извиняются. Японский этикет – это вообще отдельная тема. К путешественникам относятся с большим интересом, но не навязчивы. К странникам в Японии всегда относились очень положительно, сами японцы много путешествуют и совершают различные паломничества.

Адрес посольства Японии в Украине

01901 Киев. Музейный пер., 4, БЦ Европа (недалеко от Европейской пл.)

80 (44) 490-55-00, +380 (44) 490-55-01, +380 (44) 490-55-02пн–пт 09:00–18:00, перерыв 12:30–14:00

Режим работы Консульского отдела Посольства

Тел. Консульского отдела:

+380-44-490-5501

Визовые услуги:

Пн-пт, 9:30−11:30

Другие консульские услуги:

Пн-пт, 9:00−12:30, 13:45−17:30

Визы бывают на 15, 30 и 90 дней.

Список документов для получения визы самостоятельно(туризм)

http://www.ua.emb-japan.go.jp/ukr/visa/procedure/visaproc2.html

О японских иероглифах читайте здесь http://www.waysamurai.ru/articles/Japan_ieroglify/

Краткий разговорник

Встреча и прощание

В этом разделе описаны популярные выражения, которые японцы используют, когда встречаются или прощаются.

Охаё годзаймасу (Ohayou gozaimasu) – “Доброе утро”. Вежливое приветствие. В молодежном общении может использоваться и вечером. Напоминаю, что в большинстве случаев “у” после глухих согласных не произносится, то есть, данное выражение обычно произносится как “Охаё годзаймас”.

Охаё (Ohayou) – Неформальный вариант.

Оссу (Ossu) – Очень неформальный мужской вариант. Часто произносится как “Осс”.

Коннитива (Konnichiwa) – “Добрый день”. Обычное приветствие.

Комбанва (Konbanwa) – “Добрый вечер”. Обычное приветствие.

Хисасибури дэсу (Hisashiburi desu) – “Давно не виделись”. Стандартный вежливый вариант.

Хисасибури нэ? (Hisashiburi ne?) – Женский вариант.

Хисасибури да наа… (Hisashiburi da naa) – Мужской вариант.

Яххо! (Yahhoo) – “Привет”. Неформальный вариант.

Оой! (Ooi) – “Привет”. Весьма неформальный мужской вариант. Обычное приветствие при перекличке на большом расстоянии.

Ё! (Yo!) – “Привет”. Исключительно неформальный мужской вариант.

Гокигэнъё (Gokigenyou) – “Здравствуйте”. Редкое, очень вежливое женское приветствие.

Моси-моси (Moshi-moshi) – “Алло”. Ответ по телефону.
Группа со значением “Пока”

Саёнара (Sayonara) – “Прощай”. Обычный вариант. Говорится, если шансы скорой новой встречи невелики.

Сараба (Saraba) – “Пока”. Неформальный вариант.

Мата асита (Mata ashita) – “До завтра”. Обычный вариант.

Мата нэ (Mata ne) – Женский вариант.

Мата наа (Mata naa) – Мужской вариант.

Дзя, мата (Jaa, mata) – “Еще увидимся”. Неформальный вариант.

Дзя (Jaa) – Совсем неформальный вариант.

Дэ ва (De wa) – Чуть более формальный вариант.

Оясуми насай (Oyasumi nasai) – “Спокойной ночи”. Несколько формальный вариант.

Оясуми (Oyasumi) – Неформальный вариант.
“Да” и “Нет”

В этом разделе описаны популярные выражения, часто встречающиеся в речи японцев и персонажей аниме и манги и выражающие различные варианты согласия и несогласия.
Группа со значением “Да”

Хай (Hai) – “Да”. Универсальное стандартное выражение. Также может значить “Понимаю” и “Продолжайте”. То есть, оно совсем не обязательно означает согласие.

Хаа (Haa) – “Да, господин”. Очень формальное выражение.

Ээ (Ee) – “Да”. Не очень формальная форма.

Рёкай (Ryoukai) – “Так точно”. Военный или полувоенный вариант.
Группа со значением “Нет”

Иэ (Ie) – “Нет”. Стандартное вежливое выражение. Также вежливая форма отклонения благодарности или комплимента.

Най (Nai) – “Нет”. Указание на отсутствие или несуществование чего-либо.

Бэцу ни (Betsu ni) – “Ничего”.
Группа со значением “Конечно”:

Наруходо (Naruhodo) – “Конечно”, “Конечно же”.

Мотирон (Mochiron) – “Естественно!” Указание на уверенность в утверждении.

Яхари (Yahari) – “Так я и думал”.

Яппари (Yappari) – Менее формальная форма того же самого.
Группа со значением “Может быть”

Маа… (Maa) – “Может быть…”

Саа… (Saa) – “Ну…” В смысле – “Возможно, но сомнения еще остаются”.
Группа со значением “Неужели?”

Хонто дэсу ка? (Hontou desu ka?) – “Неужели?” Вежливая форма.

Хонто? (Hontou?) – Менее формальная форма.

Со ка? (Sou ka?) – “Надо же…” Иногда произносится как “Су ка!”

Со дэсу ка? (Sou desu ka?) – Формальная форма того же самого.

Со дэсу нээ… (Sou desu nee) – “Вот оно как…” Формальный вариант.

Со да на… (Sou da naa) – Мужской неформальный вариант.

Со нээ… (Sou nee) – Женский неформальный вариант.

Масака! (Masaka) – “Не может быть!”
Выражения вежливости

В этом разделе описаны популярные выражения вежливости, часто встречающиеся в речи японцев и персонажей аниме и манги, но не всегда однозначно переводимые на русский и другие языки.

Группа со значением “Пожалуйста”

Онэгай симасу (Onegai shimasu) – Весьма вежливая форма. Может использоваться самостоятельно. Особенно часто используется в просьбах типа “сделайте нечто для меня”. Напоминаю, что в большинстве случаев “у” после глухих согласных не произносится, то есть, данное выражение обычно произносится как “Онэгай симас”.

Онэгай (Onegai) – Менее вежливая, более часто встречающаяся форма.

– кудасай (kudasai) – Вежливая форма. Добавляется как суффикс к глаголу. Например, “китэ-кудасай” – “Пожалуйста, приходите”.

– кудасаймасэн ка? (kudasaimasen ka) – Более вежливая форма. Добавляется как суффикс к глаголу. Переводится как “не могли бы вы сделать нечто для меня?”. Например, “китэ-кудасаймасэн ка?” – “Не могли бы вы придти?”.
Группа со значением “Спасибо”

Домо (Doumo) – Краткая форма, обычно говорится в ответ на небольшую “бытовую” помощь, скажем, в ответ на поданное пальто и на предложение войти.

Аригато годзаймасу (Arigatou gozaimasu) – Вежливая, несколько формальная форма. Напоминаю, что в большинстве случаев “у” после глухих согласных не произносится, то есть, данное выражение обычно произносится как “Аригато годзаймас”.

Аригато (Arigatou) – Менее формальная вежливая форма.

Домо аригато (Doumo arigatou) – “Большое спасибо”. Вежливая форма.

Домо аригато годзаймасу (Doumo arigatou gozaimasu) – “Огромное вам спасибо”. Очень вежливая, формальная форма.

Катадзикэнай (Katajikenai) – Старомодная, очень вежливая форма.

Осэва ни наримасита (Osewa ni narimashita) – “Я – ваш должник”. Очень вежливая и формальная форма.

Осэва ни натта (Osewa ni natta) – Неформальная форма с тем же значением.

Группа со значением “Пожалуйста”

До итасимаситэ (Dou itashimashite) – Вежливая, формальная форма.

Иэ (Iie) – “Не за что”. Неформальная форма.
Группа со значением “Простите”

Гомэн насай (Gomen nasai) – “Извините, пожалуйста”, “Прошу прощения”, “Мне очень жаль”. Весьма вежливая форма. Выражает сожаление по некоторому поводу, скажем, если приходится кого-то потревожить. Обычно не является собственно извинением за существенный проступок (в отличие от “сумимасэн”).

Гомэн (Gomen) – Неформальная форма.

Сумимасэн (Sumimasen) – “Прошу прощения”. Вежливая форма. Выражает извинение, связанное с совершением существенного проступка.

Суманай/Суман (Sumanai/Suman) – Не очень вежливая, обычно мужская форма.

Суману (Sumanu) – Не очень вежливая, старомодная форма.

Сицурэй симасу (Shitsurei shimasu) – “Прошу прощения”. Очень вежливая формальная форма. Используется, скажем, чтобы войти в кабинет начальника.

Сицурэй (Shitsurei) – Аналогично, но менее формальная форма

Мосивакэ аримасэн (Moushiwake arimasen) – “Мне нет прощения”. Очень вежливая и формальная форма. Используется в армии или бизнесе.

Мосивакэ най (Moushiwake nai) – Менее формальный вариант.
Прочие выражения

Додзо (Douzo) – “Прошу”. Краткая форма, предложение войти, взять пальто и так далее. Обычный ответ – “Домо”.

Тётто… (Chotto) – “Не стоит беспокоиться”. Вежливая форма отказа. Например, если вам предлагают выпить чаю.
Стандартные бытовые фразы

В этом разделе приведены бытовые фразы, часто встречающиеся в речи японцев и персонажей аниме и манги, но не всегда однозначно переводимые на русский и другие языки.
Группа “Уход и возвращение”

Иттэ кимасу (Itte kimasu) – “Я ушел, но еще вернусь”. Произносится при уходе на работу или в школу.

Тётто иттэ куру (Chotto itte kuru) – Менее формальная форма. Обычно значит нечто вроде “Я выйду на минутку”.

Иттэ ирасяй (Itte irashai) – “Возвращайся поскорей”.

Тадайма (Tadaima) – “Я вернулся, я дома”. Иногда говорится и вне дома. Тогда эта фраза значит “духовное” возвращение домой.

Окаэри насай (Okaeri nasai) – “Добро пожаловать домой”. Обычный ответ на “Тадайма”.

Окаэри (Okaeri) – менее формальная форма.

Группа “Еда”

Итадакимасу (Itadakimasu) – Произносится перед тем, как начать есть. Буквально – “Я принимаю [эту пищу]“. Напоминаю, что в большинстве случаев “у” после глухих согласных не произносится, то есть, данное выражение обычно произносится как “Итадакимас”.

Готисосама дэсита (Gochisousama deshita) – “Спасибо, было очень вкусно”. Произносится по окончании еды.

Готисосама (Gochisousama) – Менее формальная форма.

ВосклицанияВ этом разделе приведены различные восклицания, часто встречающиеся в речи японцев и персонажей аниме и манги, но не всегда однозначно переводимые на русский и другие языки.

Кавайи! (Kawaii) – “Какая прелесть!” Часто употребляется по отношению к детям, девушкам, очень красивым парням. Вообще, в этом слове сильно значение “видимость слабости, женственности, пассивности (в сексуальном смысле этого слова)”. По мнению японцев, наиболее “кавайи” создание – это белокурая пай-девочка лет четырех-пяти с европейскими чертами лица и голубыми глазами.

Сугой! (Sugoi) – “Круто” или “Крутой/крутая!” По отношению к людям используется для обозначения “мужественности”.

Каккоии! (Kakkoii!) – “Крутой, красивый, офигительный!”

Сутэки! (Suteki!) – “Крутой, очаровательный, прекрасный!” Напоминаю, что в большинстве случаев “у” после глухих согласных не произносится, то есть, данное выражение обычно произносится как “Стэки!”.

Ковай! (Kowai) – “Страшно!” Выражение испуга.

Абунай! (Abunai) – “Опасно!” или “Берегись!”

Хидой! (Hidoi!) – “Злюка!”, “Злобно, плохо”.

Тасукэтэ! (Tasukete) – “На помощь!”, “Помогите!” Напоминаю, что в большинстве случаев “у” после глухих согласных не произносится, то есть, данное выражение обычно произносится как “Таскэтэ!”.

Ямэро!/Ямэтэ! (Yamero/Yamete) – “Остановитесь!”

Дамэ! (Dame) – “Нет, не делайте этого!”

Хаяку! (Hayaku) – “Быстрее!”

Маттэ! (Matte) – “Постойте!”

Ёси! (Yoshi) – “Так!”, “Давай!”. Обычно произносится как “Ёсь!”.

Икудзо! (Ikuzo) – “Пошли!”, “Вперед!”

Итай!/Итээ! (Itai/Itee) – “Ой!”, “Больно!”

Ацуй! (Atsui) – “Горячо!”

Дайдзёбу! (Daijoubu) – “Все в порядке”, “Здоров”.

Кампай! (Kanpai) – “До дна!” Японский тост.

Гамбаттэ! (Ganbatte) – “Не сдавайся!”, “Держись!”, “Выложись на все сто!”, “Постарайся на совесть!” Обычное напутствие в начале трудной работы.

Ханасэ! (Hanase) – “Отпусти!”

Хэнтай! (Hentai) – “Извращенец!”

Урусай! (Urusai) – “Заткнись!”

Усо! (Uso) – “Ложь!”

Ёкатта! (Yokatta!) – “Слава богу!”, “Какое счастье!”

Ятта! (Yatta) – “Получилось!”

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *