Ямполь — паром в Европу

Ямполь - паром в Европу|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Город, райцентр в Винницкой области, 12,8 тысяч жителей. Основан в 16 веке.
Расположен на реке Днестр, по которой проходит государственная граница между Украиной и Молдовой. Сюда ведет трассе А 253 из Винницы. Моста через реку здесь нет, но действует паром, с 1991 получивший неожиданно статус международного. Пропускают на него только граждан Украины и Молдовы.

Место для основания поселения было выбрано на левом берегу реки Днестр, в месте впадения в него реки Русавы. Окружающая городок местность представляет собой равнину, изрезанную глубокими балками. У берега Днестра природа создала глубокую долину, защищённую с северной и восточной сторон отрогами Подольской возвышенности. В этой долине и развивался Ямполь. На противоположном берегу реки – территория Молдовы, а ранее – Молдавского княжества. На протяжении веков связь с Молдавией играла большую роль в жизни Ямполя. И в наши дни здесь существует международный паромный пункт пропуска через государственную границу. А веками ранее местность в районе Ямполя считалась удобной для переправы через Днестр, чем часто пользовалось как мирное население, спасающееся за рекой от войн и прочих неурядиц, так и войска различных стран, имевшие интересы по ту или по другую сторону Днестра. Поскольку Днестр использовался в качестве торгово-транспортной артерии, связывающей Подолье с Чёрным Морем, то Ямполь, как важный портовый городок, за счёт этого получил в своё время мощный стимул для развития. Долгое время большую проблему для судоходства представляли пороги, которые находились восточнее Ямполя, чуть ниже по течению Днестра.

Точно неизвестно, когда и кем был основан Ямполь, но самые смелые версии относят появление поселения к 15 веку, т.е. к периоду литовского владычества в окрестных землях. Уже тогда земли юго-восточного Подолья, названного Брацлавщиной, заселяли колонисты. Им постоянно приходилось вести борьбу с татарами, которые проникали сюда по печально известному Кучманскому шляху.

Ямполь - паром в Европу|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Поскольку к этому времени относится возникновения ряд укреплённых пунктов на Брацлавщине, то можно предположить, что одно из ранних укреплений в этот период могло появиться и на месте будущего Ямполя, хотя прямых доказательств этой версии нет.

Неизвестно, когда именно в Ямполе были построены первые укрепления – в 16-м веке или позднее – в начале 17 века, когда появляются первые письменные упоминания о них.

После Люблинской унии (1569), объединившей Королевство Польское и Великое княжество Литовское в одно государство – Речь Посполитую, Ямполь, в числе других поселений Брацлавского воеводства (создано в 1566-м), перешёл под контроль поляков.

Конец 16 – начало 17 века. Ямполь, в числе ряда других брацлавских поселений, переходит в собственность Яна Замойского (1542 — 1605), великого гетмана коронного.

Ямполь - паром в Европу|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

 Главная площадь Ямполя


При новом владельце городок развивается, около 1600 года здесь строится (по другой версии — восстанавливается) замок. Вероятно, в этот же период город был защищён собственными укреплениями. Однако точно нельзя сказать, были ли они построены при Замойском или же речь шла об усилении ранее существовавшей оборонительной линии.1642 год. Владелица Ямполя, Барбара Иоанна Замойская вышла замуж за Александра Конецпольского (1620 — 1659), влиятельного польского магната, владельца Бродов, Подгорецкого и Язловецкого замков, а также множества других поселений. Так Ямполь оказался в собственности Конецпольских.

Можно предположить, что Ямполь в этот период защищали земляные валы с палисадом (частоколом), а также ров. Возможно, оборонный периметр был усилен башнями. По некоторым данным в город вели двое ворот – Брацлавские и Могилёвские. От Брацлавских ворот дорога шла в сторону Брацлава, от Могилёвских – в сторону Могилёва-Подольского.

С началом восстания под руководством Богдана Хмельницкого, Ямполь быстро превратился в один из центров повстанческого движения. Город и замок оказались под контролем казаков. В Ямполь стекались жители окрестных сёл, которые хотели стать под знамёна Хмельницкого. В городе, который считался хорошо укреплённым пунктом, каждый повстанец мог в безопасности укрыть свои семьи и имущество. После раздела казацкой державы на полки Ямполь в статусе сотенного городка вошёл в состав Могилёвского, а позже Брацлавского полка.

Ямполь - паром в Европу|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Государственная граница с Молдовой. Паромная пристань в Ямполе (Украина).

Несмотря на описание погромов и резни впечатляющих масштабов, городок относительно быстро восстановился, хотя отдельные историки считают, что с этого момента начался упадок Ямполя, который к 18 веку превратился из городка в большое село. Так или иначе, несомненно, что некоторое время после погрома Ямполь пребывал в запустении, но уже в следующем 1652 году Ямполь снова появляется в исторических хрониках.1672 год. На первом этапе разрушительной польско-турецкой войны (1672 — 1676) в районе Ямполя турки занимались наведением моста через Днестр, который был необходим для переброски войск на подольский берег. Этот этап военных действий закончился взятием Каменца, осадой Львова и подписанием под Бучачем унизительного для поляков мирного договора (18 (28) октября 1672), согласно которому Подолье отходило туркам.

1672 – 1699 годы. Период 27-летнего правления турок на подольских землях. Ямполь, в числе других поселений у бродов Днестра, в течение этого времени контролировался турецкими войсками, поскольку военные действия не утихали — поляки не оставляли попыток вернуть свои потерянные владения. Впрочем, хоть польские военные отряды и проникали на территорию Брацлавского воеводства, до хорошо охраняемых днестровских городов они добирались крайне редко.

1675 год. Войска короля Речи Посполитой Яна III Собеского (1629 — 1696) проникли вглубь Брацлавщины. Города и поселения на Днестре перешли под контроль поляков.

26 января 1699 года. По условиям Карловицкого мирного договора Османская империя возвратила Речи Посполитой Подолье.

Вероятно, в 1-й половине 18 века старые укрепления Ямполя окончательно пришли в упадок вместе с городком. Земляные валы могли постепенно разровнять, а рвы засыпать.

1710 год. Ямполь, которым на тот момент владел гетман Иван Скоропадский (1646 — 1722), был подарен гетманом князю Александру Меньшикову (1673 — 1729).

1751 год. Российская императрица Елизавета Петровна (1709 — 1762) дарит Ямполь последнему гетману Украины Кириллу Розумовскому (1728 — 1803). К этому времени некогда процветавший городок пришёл в такой упадок, что там насчитывалось не более 118 домов, потому Ямполь перевели в статус села.

У Розумовского Ямполь выкупил дворянин Доминик Орловский, владевший множеством других поселений в Подолье и на Волыни. Его жена, Катерина, финансировала строительство католического костёла в Ямполе.

У Орловских Ямполь выкупил киевский воевода Прот Потоцкий (1761 — 1801). Он приложил немало усилия для возрождения торгового статуса городка, добился в этом деле некоторых успехов, но в итоге обанкротился. Особо активно Прот интересовался торговым путём по Днестру — построил в Ямполе пристань и склады, которые должны были обслуживать суда, следовавшие в сторону Бендер, Аккермана и далее – в Чёрное Море. В Ямполе Прот построил для себя усадьбу-особняк (его изобразил Наполеон Орда), основой для которого послужило, возможно, какое-то более старое здание. К усадьбе примыкал парк 18 века. Это имение перестало существовать после 1917 года.

Ямполь - паром в Европу|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

 Международный паром Ямполь (Украина)- Косэуц(Молдова)

После присоединения Подолья к России (1794) край начали делить на уезды и губернии. Ямполь становится уездным городом Брацлавской губернии. Указом 8 августа здесь была учреждена таможня.

1917 год. После Октябрьской революции Ямполь переходит в собственность государства.

1924 год. Ямполь переведён в статус посёлка городского типа.

1985 год. Ямполь становится городом районного значения.

Наши дни. От городских укреплений явно выраженных следов не осталось.

2-го февраля 2012 года, правительство Украины и Молдовы подписало первичное соглашение в рамках проекта еврорегиона «Днестр». Суть проекта в том, что он подразумевает строительство моста через Днестр в районе города, в соседнюю страну Молдову. Выгода его в том, что его реализация позволит сократить путь транзита товаров двух стран. Мост должен иметь железнодорожное, автомобильное и пешеходное соединение. Реализация проекта по предварительным данным начнется в 2015 году. Бюджетная стоимость 40-60 млн.долларов.

Ямполь - паром в Европу|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях
                              Расписание движения международного парома

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *