Автостоп кажется вам слишком опасным, а билеты на поезд – слишком дорогими? Если это заставляет вас отчаяться, значит, вы еще не слышали про ковуатюраж. Пока еще не очень знакомый русскоязычному путешественнику, ковуатюраж – отличный способ путешествовать недорого и с пользой для себя и окружающих.
Коротко о главном
Ковуатюраж (фр. сovoiturage – букв. «совместное пользование автомобилем»), карпулинг (англ. сarpooling), или каршеринг (амер. англ. car sharing) – это совместная аренда автомобиля. Механизм таков: водитель, регулярно путешествующий из точки А в точку Б, фиксирует цену за проезд, называет количество свободных мест в машине и ждет. Ваша задача – найти удобные для вас маршрут, время, и, безусловно, цену.
Принцип ковуатюража состоит в том, что водители не получают от него прибыли – сумма за путешествие покрывает только стоимость бензина и проезда по платным дорогам, которых в Европе и Америке много. Практичные французы также утверждают, что ковуатюраж способствует сохранению окружающей среды – он снижает количество машин на дорогах, а значит, и объем выхлопов в атмосферу.
От автостопа ковуатюраж отличается организованностью. Для того, чтобы водителям и пассажирам было легко найти друг друга, создаются специальные сайты разного масштаба – от региональных порталов до ресурсов, охватывающих всю страну или даже несколько.
Ковуатюражем пользуются и местные жители, и туристы. Для путешественников это не только демократичный способ передвижения, но еще и возможность завести знакомства среди местных жителей и попрактиковать язык. Конечно, без французского во Франции или немецкого в Германии вам будет нелегко найти общий язык с водителем, зато за несколько фраз на языке страны вы получите уйму комплиментов и благодарный взгляд. Как правило, водители, которые берут попутчиков, заинтересованы в чьей-то компании – им надоели долгие переезды в одиночестве, и они любят поговорить. А для вас это отличный способ узнать больше о стране пребывания и о реальной жизни ее жителей. Кроме того, есть шанс встретить необычных людей с выдающейся судьбой, которым уж точно будет, что рассказать по пути.
Историческая справкаВ Европе ковуатюраж как движение зародился в 50-х годах ХХ века то ли в Германии, то ли в одной из стран Бенилюкса. Во Франции, где на сегодняшний день он развит лучше всего, первая сеть появилась в 1958 году. Однако само название «ковуатюраж» придумали совсем недавно – в конце 1980-х. В США ковуатюраж, или, вернее, car sharing, как его называют в тех краях, появился еще раньше – в 1940-х годах, когда из-за войны катастрофически не хватало топлива, и власти активно пропагандировали подобный способ передвижения. Так или иначе, сейчас в американской столице каршерингом регулярно пользуется не менее 7% местного населения, а туристов – и того больше. С тех пор этот необычный способ передвижения набирает все большие обороты. Не так давно один из крупнейших европейских сайтов ковуатюража BlaBlaCar перевели и на русский язык.Мало кто знает, что, например, специальные голландские площадки для автостопа предназначены еще и для ковуатюража – вокруг крупных городов в Нидерландах, а также в других странах Европы и Северной Америки вдоль крупных дорог есть места, где водители могут подхватить или высадить пассажиров, а в некоторых регионах существуют даже выделенные полосы для «транспортных средств с большим количеством пассажиров». Таким образом сознательные европейцы и американцы стараются разгрузить дороги и привить жителям культуру сознательного передвижения.
Ковуатюраж хорошо развит не во всех странах Европы и Америки. Наиболее активны водители в США и во Франции, а вот в Швейцарии, стране комфорта и роскоши, придется изрядно попотеть, чтобы отыскать подходящего водителя. Например, из Женевы в Берн найти машину можно, а вот обратно – не всегда. Поэтому, прежде чем вылетать навстречу впечатлениям, обязательно удостоверьтесь: существуют ли хотя бы в теории люди, готовые отвезти вас по вашему маршруту.
Кроме того, очень важно обращать внимание на то, где водитель готов вас подобрать и высадить. Зачастую пассажиров забирают от вокзала, аэропорта, а то и вовсе у выезда на определенную автостраду за городом. Будьте готовы к тому, что вас высадят не на главной площади между ратушей и музеем, а на обочине дороги у местной «Икеи». Чтобы избежать сюрпризов, стоит заранее обратить внимание на описание поездки и на то, что написано над маршрутом полупрозрачными или мелкими буквами. Однако не стоит пугаться – чаще всего от автострады добраться до центра города можно пешком или на общественном транспорте. Да и водители не изверги – в чистом поле вас выгонять из машины уж точно не будут. Если за время поездки вы сумеете расположить человека к себе, то наверняка сможете договориться об удобном месте остановки.