Особенности автостопа в разных частях света (ОБЗОР)

В разных странах своя система автостопа. А раз это система, то можно найти к ней правильных подход или вовсе взломать, чтобы получить возможность передвигаться максимально быстро и комфортно. В каждом случае к лучшему результату приводит определенная последовательность шагов и психология поведения на трассе. Везде нужно экспериментировать, а не тупо стоять на дороге с вытянутой рукой и оттопыренным пальцем. Многие факторы в этом уравнении могут быть сугубо индивидуальными. Ведь от твоей милой улыбки и внушающей доверие внешности многое зависит. Начнем с Европы и Азии.

Кавказ и Закавказье (Северный Кавказ, Грузия, Армения, Азербайджан, Турция)
Среднее время ожидания — 3-5 минут
Скорость передвижения — умеренная (60-80 км\ч)
Сложность автостопа — низкая

На Северном Кавказе вы будете находится во власти кавказцев. А у них гостеприимство в крови. Вас будут быстро подбирать, удивляться вашей смелости и отваге, пугать историями о рабстве, убийствах и стрельбе на дорогах, кормить шашлыками и пирогами. Когда вы заедете в не самые спокойные части Кавказа, типа Ингушетии и Дагестана, то военные на блок-постах будут помогать останавливать машины. Но рекомендую отказываться от их помощи и ждать того, кто сам захочет вас подвезти.Тут вы познакомитесь с настоящими лихими водителями, вдоволь накатаетесь на старых и заниженных жигулях, в полном объеме познаете удовольствие от быстрой езды по встречной.
Каждый наслышан про гостеприимную и открытую Грузию. Так вот автостоп тут такой же, как и все остальное. На высочайшем уровне. Грузины почти всегда будут вас угощать, очень часто будут приглашать в гости или же даже на ночёвку. Чаще всего они будут понимать русский.
В Армении есть техническое ограничение — это качество дорог и возраст машин. Во многих местах придется встретить серпантин с не самым хорошим покрытием, а машины часто могут терять запчасти, разумеется не нужные.
В Азербайджане почти все говорят на русском, так что будет о чем поболтать. Серпантина тут почти нет. Мне показалось, что много водителей военных или людей связанный с армией, так что старайтесь не особо распространятся о вашей любви к Армении и не вздумайте делиться фотографиями из Нагорного Карабаха.
В Турции начинаются первые сложности — возникает языковой барьер. Хорошая новость в том, что турецкий язык не сложный и можно его подучить. Стоять долго не придется, если правильно выбрать место. Дороги в стране очень хорошие. Есть одна опасность — аномальная турецкая любовь к русским девушкам и, как оказалось, к мальчикам. Такого количества водителей-геев я не встречал ни в одной другой стране. Нарвавшись на настойчиво предлагающего водителя-гея, не стоит нервничать. Надо сразу сказать о том, чтобы остановил машину, прощаться и продолжать стопить. И еще, приготовьтесь часто останавливаться, чтобы дождаться, пока водитель совершит свою молитву — намаз, а также для того, чтобы выпить вкуснейшего турецкого чая в пиалках.

Средняя Азия (Казахстан, Сибирь)
Среднее время ожидания — 5-10 минут
Скорость передвижения — умеренная (60-80 км\ч)
Сложность автостопа — средняя

В Казахстане можем продолжать общаться на русском языке. В Казахстане на всю страну 22 города, а те кто видел размеры страны на карте сразу поймут, что это значит: придется проделывать большие расстояния по степи на умеренных скоростях. Так между Астаной и Алматой расстояние почти в 1000 км, и почти нет городов на пути. Так что готовьтесь к очень долгим переездам. Зимой эти переезды будут еще и очень-очень холодными. Водители всегда очень отзывчивые и общительные. Возле Астаны сейчас строят автобаны, так что лет через 5 вообще будет кайфово кататься, а пока что так себе.
Во время долгих переездов по Сибири огромным преимуществом является возможность общаться с водителями на русском языке. В Сибири чаще всего будут стопиться фуры. Для них привычно подвозить автостопщиков и они ничего не имеют против. Если ехать несколько дней и много тысяч километров, то сразу и ищите на заправке или в зоне отдыха нужного попутчика. Вообще такие длительные поездки в фурах с дальнобоями — это романтика путешествия по Сибири. Некоторые могут быть не самыми общительными, скорее всего чистят карму, помогая другим, но большинство расскажут вам всю свою жизнь и станут хорошими друзьями. Кстати, есть специальный группы в ВК, где можно узнать, когда и какие фуры едут в нужном направлении. Спросите подробности у одного из ваших дальнобойщиков.

Восточная Азия (Монголия и Китай). 
Среднее время ожидания — 20-30 минут
Скорость передвижения — космос (120-140 км\ч), а вот Монголия умеренная (60-80 км\ч)
Сложность автостопа — высокая

Монголия находится уже за пределами русскоговорящего мира. Хотя и существует заблуждения, что монголы понимают русский. В Монголии в целом-то одна дорога — Из России в Китай. По ней машины стопить возможно, но с оговоркой. Монголы не знают, что такое автостоп. Для них любая поездка с незнакомцем — это услуги такси. А значит они будут ждать оплаты и очень сильно будут сердиться, если вы не заплатите. Поэтому предупреждать, что вы без денег — обязательно. К слову, культуры вождения в городах в Монголии нет совсем. Вы будете шокированы наглости и надменности водителей в отношении друг к другу. Если же по какой-то причине, вы решили съехать с этой единственной дороги из России в Китай, или въезжаете со стороны Алтая, то я вам не завидую и когда вы поймаете водителя, то старайтесь его не отпускать от себя.
А вот в Китае автостоп кардинально другой. Китай пронизан сетью автобанов. Они быстрые, они широкие, они опасные, в них сложно ориентироваться. Поэтому вам понадобятся две вещи — онлайн карты Baidu maps, а также переводчик на китайский Baidu translate. Переводчик работает очень достойно и с его помощью вы сможете донести мысль до своего попутчика, а он сможет написать вам. А карты будут вам нужны, чтобы найти общественный транспорт, который подвезет вас до автобана.
Второе, что вам нужно знать, так это то, что в автостопе по китайским автобанам три сложности: попасть на автобан, оставаться на автобане, ориентироваться на автобане. Все входы и выходы на автобаны огорожены заборами, иногда рвами с крокодилами и пандами, а официальные входы и выходы возможно только через платилки (toll-gates — ворота, где вы оплачиваете проезд). Каждая платилка охраняется транспортной полицией Китая, которая следит, чтобы на трассу въезжали только машины, никаких пешеходов, монгольский коней и мотоциклов.
Для выхода на автобан есть два варианта — искать дырки в заборах возле платилки или тупо шагать напролом и не оборачиваться, в надежде, что они не начнут стрелять. Еще один вариант, если вас будут не пускать, то просто просите вам помочь. В 60% случаях вне главных городов, они будут помогать ловить машину в нужном направлении.
Представим, что вы попали на нужную дорогу. Останавливаться будут многие, чтобы узнать какая помощь вам нужна. Тут возникает вторая проблема. Они будут пытаться увезти вас с автобана на автобусную или ж\д станцию, а это значит, что вам снова придется выбираться из города. Если вы им скажете, что вы без денег, то они будут покупать вам билеты на поезда и автобусы, что тоже не совсем честно, как по мне.
Важное правило — вам никогда нельзя покидать автобан, ведь на него так сложно попасть. Поэтому просите высаживать вас либо перед платилками, либо в сервисной зоне (service area — места для заправки и отдыха, есть у каждого города). Тут вы начинаете поиски новой машины. Можно использовать иероглифы на табличках машин, которые четко скажут о регионе водителя, либо просто начинать разговаривать с теми, кто выскажет желание помочь потерянному иностранцу.
И последнее. В связи с такой сложной системой автобанов и множеством городом в этой стране я вижу смысл попытаться использовать табличку, чтобы сразу поймать ту машину, которая едет далеко и в нужный для вас китайский город. Писать, разумеется, на китайском.

Север Индокитая (Лаос, Камбоджа, Вьетнам)
Среднее время ожидания — 20-30 минут
Скорость передвижения — медленно (40-50 км\ч)
Сложность автостопа — высокая

Приехали в Лаос. Тут уже свои правила и свои особенности поведение с попутчиками. Север и юг страны кардинально отличаются по автостопу, к тому же рельеф совершенно разный. Север горный с множеством серпантинов, а Юг более плоский, что влияет на скорость. На севере богатые местные частенько ездят на новеньких пикапах. Но тут на помощь придут китайцы. Они частенько ездят в Лаос и будут вас подвозить. Но если китайцев на горизонте не видать, то нужно топать до первой заправки и когда богатенький лаосец приедет — начинать с ним общаться. В такой ситуации ему отказать будет намного сложнее. И запаситесь кремом от загара, а то сжаритесь в пикапе. На юге автостоп работает значительно лучше.
В Камбодже много схожего с Лаосом. Дело в том, что тут не так много машин в привычном смысле слова. Зато много других «недотранспортных средств». Это могут быть трактора и телеги, кузова самосвалов или мопеды. Не стесняйтесь и пытайтесь стопить все, что движется, даже если на этой телеге уже едет 20 человек. Ведь если будете скромничать, то простоите часами. Важная особенность автостопа в Камбодже — он очень грязный. После поездки на сотню километров вы будете все в песке и пыли камбоджийских «недодорог».
Во Вьетнаме откуда-то сразу появятся тысячи мопедов, даже десятки тысяч, но при езде автостопом на них сильно устаешь. Единичные четырехколесные транспортные средства не хотят останавливаться, даже если ты к ним под колеса ложишься.
Время от времени можно пытаться стопить грузовики. Но ждать их можно очень долго. Поэтому, я предлагаю, пытаться стопить еще и автобусы. Полупустых автобусов тут значительно больше, чем других транспортных средств, но чтобы на них кататься требуется повышенный уровень наглости. Задача в том, чтобы не сопротивляться назойливым работников автобусов, которые сами останавливаются и сажают вас в автобус, но потом настойчиво утверждать, что денег нет. До победного конца. Либо выгоняют, либо разрешают ехать.
В общем из всего остального, этот нечестный и подлый метод автостопа сработал лучше всего. Но пользуясь этим способом будьте готовы, что вьетнамцы завезут вас в город и когда вы откажетесь платить, приведут своих друзей и начнут вам угрожать. Так себе народец.
Важное открытие Индокитая в том, что тут можно легко автостопить даже в городах. Забудьте про оплату общественного транспорта, который тут представлен тук-туками — мото-такси с открытым багажником. Я хочу обратить внимание, что автостоп в городе и проезд зайцем — это разные вещи. В первом случае вы стопите тук-тук и просите подвести без денег в место его назначения, а во втором — пытаетесь игнорировать кондуктора и ни о чем не предупреждаете водителя.

Юг Индокитая (Тайланд, Малайзия, Индонезия)
Среднее время ожидания — 3-8 минут
Скорость передвижения — высокая (80-90 км\ч), кроме Индонезии, где скорость очень-очень низкая (20-30 км\ч)
Сложность автостопа — низкая

На Юге Индокитая автостоп значительно проще и приятнее.
В Тайланде проще всего ездить в пикапах. Это легально и никто вам слова не скажет, а останавливать пикапы легче легкого.
Дороги периодически прерываются светофорами. Поэтому просто подходишь к водителю пикапа на светофоре и в трех жестах говоришь: «Я залезу к тебе в пикап и мы вместе поедем прямо. Ок?». Единственный минус этого метода: в пикапе совсем не круто ездить во время сильных тропических ливней.
Малайзия будет получше даже, чем Тайланд. Тут и машины побыстрее и дороги получше и поговорить можно, потому что почти все говорят на английском — наследие колониальной системы. Интересная особенность, что остановившиеся водители будут очень часто говорить одно и то же: «Вот мы остановились, но место, где мы тебя подобрали очень опасное и вряд ли бы кто-то другой там тебя подобрал».
Пришло время подкачать левую руку, потому что в Тайланде и Малайзии правостороннее движение. Учитывайте это, когда будете обходить сложные развязки.
Из этого автостопного рая выбивается Индонезия, где автостоп хороший но очень медленный. Тут есть парочка реально больших островов типа Суматры, Джавы, Калимантана и Бали. Вот о них я и буду в основном говорить. Машину поймать не проблема, а вот доехать до нужного города всего в 300 км — это уже проблема. Дорога займет у вас часов 10. Даже при том, что световой день тут 12 часов. Вся проблема в узких дорогах и огромном потоке трафика. Страна ведь одна из самых перенаселенных на планете.
В Индонезии можно пробовать гидростом. Он прекрасно работает. Приходите к парому, что плывет между островами. Говорите, что нет денег и просите подвезти. Если не срабатывает, то идите к грузовикам, которые должны ехать на этом пароме и общайтесь с водителями. При этом цена билета на паром в 1-2 доллара тоже радует.

Европа 
Среднее время ожидания — 10-30 минут
Скорость передвижения — космическая (120-200 км\ч), максимум в Германии
Сложность автостопа — низкая

Об автостоп в Европе знает много людей. Он уже пережил упадок своей популярности в отличие от США. Очень часто водители останавливаются по тому, что сами в молодости путешествовали таким образом. Плюс за счет того, что молодежь из Восточной Европы активно продвигает такой вид путешествий, водители не так опасаются.
Автостоп в Европе нельзя охарактеризовать однозначно, он имеет свою специфику в разных странах, несмотря на отсутствие границ:
— в Германии и Голландии это скоростные автобаны (на них нельзя находиться, мы пытались и полиция приехала спустя десять минут)
— в Италии не дружелюбная полиция (даже пытались запретить ловить машину на заправке, утверждая, что это часть автобана)
— во Франции люди не говорят на английском
— в Британии и Ирландии придется приспособиться к левостороннему движению
— в Румынии — к гужевым повозкам, мешающим движению,
— в Молдове быть готовым отведать местного гостеприимства, приправленного вкуснейшим вином.
В отличие от африканских стран, в Европе лучше выглядеть опрятным, иметь при себе табличку с пунктом назначения, найти удобное место и быть готовым отвечать на вопросы о своем Президенте. Выбираться из столиц будет достаточно сложно, лучше заранее найти удобное место на карте и добраться туда на общественном транспорте. В целом европейцы достаточно открытые, готовые помочь советом и иногда ночлегом, машины как правило небольшие, но иногда могут и большегрузы остановиться. Ну и ощущение открытости границ волшебное — едешь, едешь и вдруг ты уже в новой стране, и всё меняется вокруг, хотя никакой прелюдии не было.

Соединенные Штата Америки
США — страна, которая сделала автостоп мечтой многих поколений благодаря битникам, их книгам и фильмам о них. Кажется, что стоит лишь ступить на американскую землю, вытянуть руку и первая же машина увезет в закат под песни в стиле кантри. На практике всё не так радужно и такая картина была бы реальна для штатов лет пятьдесят назад, а сейчас перемещаться по штатам автостопом можно, но крайне сложно.
Причины тому сразу несколько. Развитый автопром и кредитование в США сделали машины доступными для всех слоев населения, дешевый бензин упростил их использование. На каждую семью как правило приходится несколько машин, а водительские права можно получить уже в 16. Соответственно, если вы стоите на дороге и голосуете, то по мнению водителей вы или сумасшедший, или бездомный, или беглый преступник. Вероятно от вас плохо пахнет (в Калифорнии очень много бомжей, т.к. там можно спать на улице) или у вас есть оружие, в общем проще не связываться. Масло в огонь подливают многочисленные попрошайки с табличками, стоящие на перекрестках, так что беглым взглядом и не отличишь кто есть кто.
В некоторых штатах автостоп в принципе запрещен, а в некоторых можно увидеть знаки — не подбирайте автостопщиков, ибо тут рядом такая-то тюрьма. Короче, голливудские страшилки и сытость сыграли против автостопа.

Стоит учесть:
— наличие необхватной паутины второстепенных дорог (одноэтажная Америка — это не миф, люди действительно в большинстве своем живут в домах, ровным слоем усеявших многие километры),
— повышенную бдительность американцев (мигом позвонят 911, если будете выглядеть подозрительно),
— наличие таких же автостопщиков как и вы, только американцев, живущих вне системы, от которых действительно порой пахнет не очень, за ухом припрятан косячок, а в сопровождении старый добрый друг — пес. Такие персонажи порой ждут машины по три дня, но это их никак не смущает.

Американцы сами частенько говорят, что в восточной части люди много работают, а в западной много веселятся, в центре страны народ попроще и подобрее, ну и автостоп соответствует.
Большая удача, если застопите большегруз, который будет ехать на большое расстояние. Водители траков в США часто путешествуют с котами или собаками, любят поболтать, поделиться обедом, спальным местом, проходками в душ и паролем от wi-fi на специальных трак-стопах, где их и стоит искать.
Безусловно, США — страна, продуманная для машин и автостопом там передвигаться порою сложно и не всегда удобно, но тем не менее возможно, главное быть уверенным в своих силах и всё получится. Кроме этого можно рассмотреть возможности перемещаться по стране на товарняках или купить себе подержанный автомобиль за пару сотен долларов.

Среднее время ожидания — 30-60 минут
Скорость передвижения — высокая (120-160 км\ч),
Сложность автостопа — высокая

Южная Америка (Чили, Перу, Эквадор, Колумбия, Венесуэла, Бразилия, Боливия)
Пришло время подучить испанский. Он не сложен, а для базовой коммуникации, достаточно 16 часов изучения языка. Польза огромная, потому что сможете объехать с испанским почти всю Латинскую Америку.
Если вспомнить Чили, то она напоминает длинного червяка. Это нам на руку, потому что тут всего одна главная дорога с юга на север, причем дорога отличная и скоростная. Однако в центральной части Чили можно стоять часами и смотреть как мимо тебя проезжают десятки пустых машин и даже не обращают на тебя внимания, хотя и место отличное и вообще все едут в одном направлении. Все дело в том, что у чилийцев проблемы с доверием. Они думают, что их все собираются убить и ограбить.
Поэтому лучше всего перемещаться между заправками. Когда ты подходишь к чилийцу и просишь подвезти, то он видит, что ты не опасен и сразу соглашается. Более того, на нужной заправке можно найти машины, которые едут очень-очень далеко и пролететь 2000 км без проблем.
Если же вы зависли на трассе и по непонятной причине, никто не хочет останавливаться, то всегда есть план Б — «вьетнамский подход» с автобусами. Тут их тоже много. Но не злоупотребляйте, это ведь все-таки план Б.
На севере страны раскинулась самая засушливая пустыня на земле — Атаками. Но звучит это все страшнее, чем есть на самом деле. Тут тоже отличная система дорог. Но вот машин не много. Дольше часа точно стоять не будете. Популярная байка о том, что знаменитый Беар Гриллс, который учится выживать в разных местах планеты, как-то пытался выбраться из Атакамы. Он успешно добрался до трассы попивая коктейли из мочи и поедая кишки змей и вот тут начались проблемы. Потому что его несколько дней никто не хотел подвозить. Неудачник… нужно было идти на заправку.

Перу и Эквадор созданы для путешествий. Автостоп тут работает хорошо, особенно для людей с белым цветом кожи. Но есть одна проблема. На карте множество дорог показаны главными, хотя на самом деле таковыми не являются и если вы выбиваетесь из потока, то попадаете на эти мертвые участки, с небольшим количеством машин. В добавок, за счет огромного количества серпантинов на этих дорогах, скорость передвижения низкая. В итоге дорога в 300 км растягивается на 15 часов. Поэтому спрашивайте у местных, сколько реально обычно занимает та или иная дорога, чтобы быть готовым. Но все эти мертвые участки компенсируется космическими горными пейзажами, дешевой и вкусной едой и богатой историей стран.
Боливия так же прекрасна в автостопе, как и Перу. Но местные часто предпочитают пользоваться автобусами. Так что частенько придется ездить именно на грузовых.

Колумбия отлично подходит для автостопа. Не стоит бояться страшилок местных о том, что скорее всего вас убьют, когда вы окажетесь на трассе. Криминогенная обстановка в стране и правда похуже, чем в остальных местах Южной Америки, но стоит волноваться больше о том, что вас привезут в город и высадят в той части, где находиться не стоит. Но опять же, надо просто спрашивать вашего попутчика о том, как ситуация в этой части города. Он то точно все знает.

Венесуэла в сложившейся экономической и социальной ситуации не самая приятная и безопасная страна для автостопа, это объетивная правда. Но при стоимости бензина в 1 доллар за 400 литров вы можете представить себе стоимость автобусов. Да, они очень дешевые. Думаю, что за 15 долларов можно пересечь всю страну, а это около 5000 км. Прекрасно понимаю, что материал называется автостопный гид, но признаюсь, что в Венесуэла я стопить не пробовал. И еще один важный момент, в Венесуэле полиции и армии доверять нельзя. Лучше рядом с ними и не показывать, что вы иностранец. Они там иногда практикуют вооруженные грабежи.

Бразилия радушно встречает всех автостопщиков, но только тех, кто найдет правильное место и порой будет готов подождать ждет удача. Некоторые части, например Амазония, разочаруют отсутствием дорог и машин на главной и единственной дороге в сезон дождей, так что нужно держать этот момент в голове и запастись провизией дней на 10. Но там, где не удается проехать, всегда можно доплыть по самой полноводной реке в мире. Баржи стабильно курсируют пару раз в неделю, на них всегда много места и достаточно еды. А вот уже от вашей невероятной истории и готовности поработать зависит согласится ли капитан взять вас на борт.

Среднее время ожидания — 20-30 минут
Скорость передвижения — низкая (50-60 км\ч), местами вне главных дорог (20-30 км\ч)
Сложность автостопа — средняя

Африка 
Многие по ошибке относятся к Африке, как к одной большой стране, на самом же деле на континенте находится 62 страны и автостоп тут будет отличаться на севере, юге, востоке и западе.
В Северной Африке, например, в Египте, автостоп будет осложнен военными КПП на въездах в города и желанием местного населения подзаработать на вас. Тем не менее, договориться доехать бесплатно возможно, если приложить усилия, выучить ключевые фразы на арабском и запастись временем, так как его потребуется много: либо придется долго ждать машину, либо ваш попутчик пригласит в гости или же повезет «показать» друзьям и родственникам. Есть еще воля пустыни Сахара, которая может задержать вас на сутки и более из-за песчаных бурь.

В восточной Африке дело пойдет куда проще: остановить машину можно в любом месте и практически любую. Хорошо останавливаются как большегрузы, так и легковушки. Однако большегрузы едут невероятно медленно, потому что в Африке их грузят так, что колеса слегка подгибаются. Однако дороги хорошие, движение левостороннее, знание английского у водителей минимальное.
Важно заранее оговорить, что вы планируете ехать бесплатно, потому что для африканцев ситуация, когда мгзунгу (белый человек) не имеет большого количества денег, кажется невозможной. Чем пыльнее рюкзаки и потрепаннее одежда, тем легче будет уехать.
Желательно составить и перевести на местный язык краткий рассказ о себе, чтобы водитель проникся до конца и понял, что происходит. Когда рассказываешь, что добровольно ночуешь в палатке и путешествуешь автостопом, обычно с первого раза не верят, приходиться повторять рассказ еще раз, добавлять пантомиму и очень убедительно смотреть на собеседника. За этим следовал продолжительный смех и долгожданная помощь.

В странах южной части Африки автостоп усложняется высокими скоростями на дорогах, неспокойной обстановкой в ЮАР и соответственно страхом водителей останавливаться и подвозить незнакомых людей. Белых водителей на дорогах становится больше, но если в восточной Африке они непременно останавливаются, то тут, вероятнее всего, проедут мимо.

Общие принципы автостопа в Африке:
— выучить базовые фразы на местном и составить небольшой рассказ о себе
— снять украшения и надеть одежду попроще
— заранее предупредить водителя об отсутствии денег за проезд
— ловить машину можно практически везде
— учитывать, что тут рано темнеет и рано светлеет
— правил нет — можно стопить пикапы, быть сто пятым в кузове грузовика и т.д.
— быть готовым к разводу полицией вас на деньги (просят либо деньги, либо бутылку газировки)
— помнить, что вы белый и это может быть либо вашей фишкой, либо проблемой. Зависит от того, как вы себя поведете.

Среднее время ожидания — 5-20 минут
Скорость передвижения — высокая (60-120 км\ч)
Сложность автостопа — низкая

Павел Андреевкий 34 travel.me


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *