Билет не гарантия путешествия: что делать, если вы не поместились в самолет

Ни одно серьезное издание не пропустило новость о том, как United Airlines силой сняли пассажира с рейса. Но для путешественников с опытом эта ситуация если не штатная, то близка к таковой. Дело в том, что купить билет и не улететь может любой. Авиакомпании нередко продают больше билетов, чем мест в салоне. И если их расчеты оказываются неверными, кто-то из пассажиров просто не помещается на борту.

Деньги любят тишину
United, в принципе, можно назвать рекордсменами в вопросе глупых репутационных потерь, которых легко можно было бы избежать. В 2008 году песня канадского музыканта Дэвида Кэрролла «United Breaks Guitars» обвалила акции авиакомпании. United Airlines потеряли 10% биржевой стоимости, что обошлось держателям акций в 180 млн. долларов. А все потому, что компания сначала не позволила музыканту взять гитару на борт, а потом отказалась платить компенсацию за разбитый инструмент.

Я слушаю «United Breaks Guitars» каждый раз, когда пакую чемоданы в дальнюю дорогу. Помогает настроиться на философский лад. Пассажир злополучного рейса врач Дэвид Дао, по всей видимости, Дэвида Кэрролла не слушал. И не думал, что побьет его рекорд: капитализация авиакомпании из-за скандала обвалилась на 1 млрд. долларов.

Инцидент на борту самолета United Airlines произошел 9 апреля. Компания продала слишком много билетов и предложила нескольким пассажирам покинуть самолет за дополнительную компенсацию в 800 долларов. Добровольцев не нашлось, и тогда менеджер компании сам выбрал людей, которым следовало выйти из самолета. Один из них — врач Дэвид Дао — отказался, сославшись на то, что ему надо обязательно улететь, так как его ждут пациенты. После чего его буквально выволокли из самолета. Естественно, соседи Дао сняли все на видео и выложили в интернет.

Билет без места
Когда общественное возмущение выплеснулось далеко за пределы США, компания решила вернуть деньги за билеты всем пассажирам переполненного рейса. Впрочем, восстанавливать репутацию все равно придется еще долго. Ждите акции и скидки, они обязательно последуют.

Эта история получила грандиозную огласку не потому, что овербукинг (продажа большего количества билетов, чем мест в салоне) – это что-то из ряда вон выходящее. Как раз наоборот, сложно найти авиакомпанию, которая так не поступает. Просто обычно никто не выталкивает пассажиров взашей. «Лишние» просто не попадают на борт.

Недавно мы компанией друзей летели из Киева в Тель-Авив. Билеты покупались одновременно, к стойке регистрации подошли все вместе. Но двоим сообщили, что мест в салоне не хватило и они должны ждать следующего рейса. Через сутки, потому что на ближайший мест тоже нет. Час выяснения отношений с менеджером, упорство и отказ отходить от стойки, пока вопрос не решится, сотворили чудо. Места нашлись в самолете, вылетавшем через час после нашего.

Перестраховываемся или извлекаем выгоду
Отсюда первый вывод: настаивайте на своем. Первая реакция менеджмента — всегда отказ. Но если продолжать диалог достаточно настойчиво, авиакомпания может оказаться гибче.

В среднем на рейс не является 10-15% пассажиров. Чем ниже цена перелета, тем больше процент. Поэтому с наибольшим запасом продаются билеты на дешевые рейсы. Лоукостеры так и вовсе поголовно перепродают места. Купил человек дешевый билет по случаю, а он не понадобился. По такому тарифу возврат не предусмотрен или не имеет материального смысла. Так что компания, которая эмпирическим путем вычислила процент неявок, примерно на столько же больше мест и продает. Естественно, случаются накладки.

Отсюда вывод второй: если впереди ждет пересадка или очень важное дело и опаздывать никак нельзя, трижды подумайте, стоит ли полагаться на билет за 9.99 евро. Тут может помочь доплата за место. Почти всегда есть возможность заплатить и выбрать конкретное место в салоне. Но слишком большие надежды на такой метод тоже возлагать не стоит.

Но даже если вы летите бизнес-классом, овербукинг не исключен. Например, борт могут заменить меньшим по техническим причинам. Так что не стоит расслабляться и тем, кто принципиально не пользуется услугами дешевых авиалиний.

Вывод третий: изучите свои права.

Все пассажиры, независимо от стоимости билета и причин, по которым они на борт не поместились, имеют право на компенсацию. Для украинских авиакомпаний и тех, которые зарегистрированы в ЕС или выполняют рейсы из аэропортов на территории Евросоюза, компенсация такова: для полетов до 1500 км — 250 евро; от 1500 до 3500 км — 400 евро; более 3500 км — 600 евро.

Но это только если вам не предложили альтернативный рейс. Время прибытия нового рейса не должно превышать запланированное на 2 часа для рейсов дальностью до 1500 км, 3 часа — для рейсов дальностью от 1500 до 3500 км, и 4 часа — дальностью свыше 3500 км. И даже в этом случае вы имеете право на 50% от суммы компенсации.

В случае длительной задержки рейса авиакомпания должна предоставить бесплатный номер в гостинице. Кроме того, можно требовать талоны на еду, связь и прочие «плюшки». Компании, которые всерьез заботятся о репутации, предпочитают не рисковать — скандал обходится значительно дороже.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *