Пушка и гости из Канады: что иностранцам рассказывают о Чернобыле

Зона отчуждения вокруг Чернобыля с каждым годом становится все более популярным туристическим объектом. Едут туда не только украинцы, но и иностранцы. Особенно много заказывали туров в Зону во время Евровидения в Киеве, но и после конкурса зарубежные гости приезжают в нашу страну специально для того лишь, чтобы посетить уникальное место. «Вести» побывали в одной из таких поездок и узнали, что интересует в Чернобыле гостей из-за рубежа и что им рассказывают наши экскурсоводы. Самые любимые пункты турпрограммы — животные, самоселы и тот самый злосчастный четвертый энергоблок. Изюминка поездки — обед в столовой в Чернобыле. Для туристов тут уже даже начали изготавливать сувениры.

В Зону мы едем вместе с двумя итальянскими журналистами. Фотограф Марко Негри ищет эксклюзивные кадры для американских журналов, а телевизионщик Джованни Масини снимает фильм об украинской атомной энергетике. «В Европе все время беспокоятся, как бы в нашей стране не случилось новой атомной катастрофы — в то время, когда в одной части страны военный конфликт, а госаппарат погряз в коррупции», — объясняет переводчик Дмитрий.

Первое пожелание гостей — увидеть брошенные дома. Остановка происходит в урочище Залесье, которое когда-то было селом. Иностранцы сразу идут осматривать дом, в котором, судя по разбросанным всюду бумагам, еще 10 лет назад дежурили автоинспекторы, ведя учет проезжающего транспорта. «Вау, что это?!» — гости указывают на десятки ружейных гильз на полу одной из комнат. По словам проводников, тут останавливались охотники, которые зимой отстреливают в округе волков.

Лис Микита и сомы

Особая достопримечательность Зоны — дикие лисы, которые временами выбегают из леса к туристам и просят еду. Одного из них — легендарного Микиту — мы встретили возле знака «Припять» при въезде в город. Молодое животное смело подбежало к микроавтобусу и стало выпрашивать еду. Но угощений не нашлось — мятная конфета, которой пытался было угостить его проводник, не пришлась ему по вкусу.

На обратном пути мы встретили Микиту снова. В этот раз он остановил большой автобус с туристами и, наевшись угощений, уселся на фоне «Припяти», явно позируя перед камерами.

Дикие животные, живущие в Зоне, для наших гостей тоже оказались в диковинку. «После аварии из Аскании-Нова сюда привезли коней Пржевальского, и они сейчас тут хорошо себя чувствуют. А три года назад фотоловушки ученых зафиксировали медведей. Из Канады к нам прилетели орланы белохвостые, есть тут рыси и черные аисты», — рассказывает проводник Алексей Москаленко.

При этом наш гид сразу поспешил развенчать слухи о собаках с двумя головами и сомах-людоедах. «Все вранье, не было никаких генетических отклонений! Здешние сомы прославились просто потому, что обычно эта ночная донная рыба с рук не ест. А тут они чувствуют вибрации моста над каналом и всплывают наверх, чтобы их покормили», — говорит Москаленко.

Борщ и сувениры

Проголодавшихся туристов обязательно ведут в столовую Чернобыля (единственный в городе общепит), где их кормят борщом, тушеной картошкой, винегретом, отбивной из курицы и поят киселем. Иностранцы от трапезы в «опасном» месте не отказались, а вот примитивные сувениры, которые продавались в единственном продуктово-хозяйственном магазине, вызвали у итальянцев снисходительную улыбку. Кепки, футболки и магнитики с надписью «Чернобыль» и знаком радиационной угрозы лежали на прилавках рядом со спичками, швабрами и макаронами, но были выполнены так кустарно, что покупать их никто не захотел.

Из пушки — по реактору

По дороге в Припять нам показывают не слишком «раскрученный» экспонат — самоходную артустановку ИСУ-152, которая ржавеет возле одного из промобъектов. Дозиметр захлебывается — фон поблизости в сотни раз превышает нормальный. «Из нее прямой наводкой стреляли по 4-му блоку, — объясняет Алексей Москаленко. — Дело в том, что под реактором были водные коммуникации, а верхняя плита реактора (так называемая схема «Е», или «Елена») от тяжести сброшенных сверху свинца и глины в любой момент могла обрушиться и привести к контакту воды и плавящегося реактора. Была прямая угроза водородного взрыва, который мы бы почувствовали, как 8-балльное землетрясение. Поэтому пригнали эту САУ, 6 мая выстрелили по стене и откачали воду через образовавшееся отверстие».

«А еще до 1 мая в каких-то 300 метрах от реактора ходил поезд Москва — Хмельницкий. Разрушенный энергоблок можно было видеть из вагона», — добавляет наш гид.

Одно из пожеланий иностранцев — облачиться в костюм радиационной защиты. Для этого мы едем на одну из шести ЛПС — лесных пожарных станций. От обычной городской пожарки она отличается оснащением: во дворе стоят бронетранспортер, армейский тягач и «пожарный танк». «А сколько получают люди, работающие в Зоне?» — спрашивает Джованни. «5–8 тыс. грн. Это $200–300», — отвечает гид.

Пушка и гости из Канады: что иностранцам рассказывают о Чернобыле|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Брошенный дом в урочище Залесье, которое когда-то было селом. Фото: Ярослав Маркин

40 тысяч туристов

Экскурсоводы говорят, что Чернобыльская зона — один из самых популярных в Украине туристических маршрутов. «В 2016 году посетителей было более 40 тысяч. Это единственное туристическое место в Украине, где не было спада после 2014 года. Поток туристов стабильно растет, едва ли не удваиваясь каждый год, — рассказывает  глава «Чернобыль тура» Сергей Мирный. — Особый интерес мы отметили в этом году во время Евровидения, правда, значительное количество иностранцев узнало о возможности поехать в Зону уже во время пребывания в Украине. А за разрешительными документами нужно обращаться за 10 рабочих дней».

По его словам, иностранцы стараются попасть к самой Арке над четвертым энергоблоком, в Припять, в Чернобыль, а также к РЛС «Дуга» — антенне, которая должна была фиксировать пуски межконтинентальных баллистических ракет.

«Также очень много желающих поехать по нетипичным маршрутам. Ведь тут жили староверы, также Чернобыль — это городок, где жили несколько уважаемых в иудаизме деятелей. Поэтому туда едет много паломников. Едут туристы посмотреть и на природу. Из-за такого всплеска интереса мы даже разработали многодневные туры в Зону», — добавил Мирный.

К самоселам с водкой

Пушка и гости из Канады: что иностранцам рассказывают о Чернобыле|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Фото: Ярослав Маркин

Самоселы — еще одна достопримечательность Зоны. Проводник советует итальянцам купить гостинцы — хлеб, сахар, колбасу и водку. Правда, «настоящих» самоселов осталось мало. В селе Парышев живут всего четыре коренных жителя, остальные дома занимают лесники и охотники.

Один из них, 80-летний Иван Семенюк, уже год сам. «Жена умерла год назад в мае, — рассказывает дед. — Сын приезжал, посадил картошку, кукурузу, лук, арбузы». У него 60 соток огорода, обрабатывать которые «помогают» дикие кабаны: «Раз штук 40 набежало, «обработали» 8 соток — ни ботвы, ни корней не осталось. А волков столько, что и не разминешься с ними».

Вести

Читайте также: В Чернобыле открылся хостел


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *