“Многие не верят, что у нас есть картины Пикассо и Малевича!”: Музей в украинской глубинке удивляет уникальными экспонатами

Художественный музей села Пархомовка Харьковской области экспонирует картины Яблонской, Шевченко, Репина и Шишкина.

Бытует мнение, что у большинства украинских музеев – совсем мало экспонатов, и посетителям бывает просто нечего показать. Но на деле много музеев Украины экспонируют всего лишь 5-10% своих фондов. “Экспонатов у музеев может быть множество! Но далеко не все можно показать людям из-за недостатка площадей и помещений. Помещения – это вечная проблема! А, кроме того, все мы знаем случаи, когда из уже имеющихся зданий музеи вообще выселяют”, — говорит глава Всеукраинской ассоциации музеев и заповедников Сергей Кролевец. Что-то подобное буквально недавно  могло произойти и с Пархомовским художественным музеем на Харьковщине. Несколько лет назад здание музея с уникальной коллекцией картин-шедевров мирового искусства было передано в залог компанией, взявшей кредит в банке. Компания-владелец сахарного завода быстро обанкротилась. Дом музея был в залоге, и его могли продать на аукционе. Был огромный риск, что музей останется без помещения.

Узнав о здании музея во время ликвидации в процедуре банкротства одного из своих должников, банк решил поучаствовать в торгах, выкупить здание и передать право собственности на него руководству музея. “Справедливость восторжествовала”, — говорят музейщики. Но – обо всем подробнее.

Styler побывал на церемонии передачи здания музея общественности и узнал, чем уникально это место, которое обязательно стоит посетить.

“Пикассо в сельском музее? Разве это возможно?”

“Проходите, не стесняйтесь! У нас здесь и Малевич, и Пикассо, и Верещагин с Репиным», — приглашает пройти в здание музея-усадьбы 18 века Валентина Мызгина, директор Харьковского художественного музея. Сегодня у Валентины Васильевны и ее коллег настоящий праздник: здесь, в селе Пархомовка Харьковской области, с минуты на минуту должна состояться церемония передачи музея общественности. К Пархомовке – около ста километров и два часа пути от Харькова на автобусе. О существовании такого уникального сельского музея известно не только в Украине, но и далеко за рубежом: увидеть картины Пикассо и японскую вышивку шелком едут из разных уголков Европы и Азии.

“Многие не верят, что у нас есть картины Пикассо и Малевича!”: Музей в украинской глубинке удивляет уникальными экспонатами|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

“Туристы из Японии приходят в восторг, когда видят, что у нас есть и работы художников их страны. Даже помогали нам переводить некоторые надписи на картинах”, — рассказывает гид музея. Но, несмотря на известность этого места далеко за пределами Украины, сам факт существования такого музея все еще вызывает искреннее удивление здесь, в нашей стране. “Пикассо в сельском музее? Разве это возможно?” —  примерно так реагируют пользователи соцсетей, узнав об этом уникальном месте. “Многие просто не верят, что у нас есть Пикассо и Малевич! Поэтому многие просто садятся на поезд до Харькова, а затем – на автобус, и едут к нам. Хотят убедиться собственными глазами, что у нас на самом деле есть такие картины», — говорят сотрудники музея.

Сейчас коллекция музея насчитывает более 7000 экспонатов. Среди них — работы Пабло Пикассо, Казимира Малевича, Николая Рериха, Аполлинария Васнецова, Ивана Шишкина, Тараса Шевченко, Ивана Ижакевича и многих других.

“Вот работа Малевича.

“Многие не верят, что у нас есть картины Пикассо и Малевича!”: Музей в украинской глубинке удивляет уникальными экспонатами|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

А рядом – картина не менее известного абстракциониста и теоретика абстрактного искусства Василия Кандинского. Картина называется “Спокойствие”. Обе работы четыре года назад мы предоставили в Киев, в Мыстецкий Арсенал на выставку “Великое и Величественное”, — говорит гид. Художники 20 столетия, представленные в музее Пархомовки, — почти все со званиями народных.  Например, Григорий Ряжский или Алексей Шовкуненко. Они оба более известны как портретисты, а в музее есть их городские пейзажи. А рядом с Малевичем – Маяковский, две его работы. Это  эскизы к его собственной пьесе “Мистерия Буфф”.

Есть здесь работы и белорусской и французской художницы Надежды Леже-Ходасевич. Она с самого детства мечтала уехать учиться рисованию в Париж. В 15 лет она пошла учиться в художественное училище. После этого уехала учиться в Польшу, а затем – наконец в такой желанный для нее Париж. Там стала ученицей знаменитого художника Фернана Леже, за которого потом вышла замуж. Церковь с множеством икон и “вероятный” дом Малевича Знаменит в Пархомовке не только музей. Здесь есть и живописная православная церковь, на воротах которой — табличка с номером телефона и скромной припиской: отец Николай. Многие из тех, кто заходит в церковь, сразу же замечает большое количество самых разных икон, которые здесь находятся: кажется, что иконами здесь заняты все свободные места, где их только можно разместить.

“Многие не верят, что у нас есть картины Пикассо и Малевича!”: Музей в украинской глубинке удивляет уникальными экспонатами|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Есть в селе и непримечательное на первый взгляд здание в несколько этажей. На первом этаже разместился самый простой магазин, из которого доносятся звуки местного радио. С магазином соседствуют обычные квартиры. Но местные рассказывают: в этом доме, предположительно, жил легендарный основоположник супрематизма Казимир Малевич.

“Он и правда жил в Пархомовке, окончил наше местное училище. А его отец работал на нашем сахарном заводе главным сахароваром”, — поясняют сотрудники музея. Школьный учитель-коллекционер Откуда же в харьковской глубинке такая уникальная коллекция, которой могут позавидовать даже именитые столичные музеи? Основная часть знаменитых экспонатов появилась в Пархомовке благодаря усилиям сельского учителя Панаса Лунева. Именно он, вдохновившись страстью коллекционирования от отца, известного знатока антиквариата, начал собирать картины. Сначала музей располагался в одном из классов местной школы. Позже Панас Лунев стал собирать уникальные предметы искусства уже вместе со своими учениками.

После Второй мировой войны уникальные произведения искусства ценились гораздо меньше, чем кусок хлеба: люди были готовы отдавать ценнейшие картины за небольшие деньги, а уникальный предмет живописи порой можно было выменять на горсть крупы или несколько килограмм картофеля. Лунев ездил по селам, искал, высматривал и покупал картины для музея, будучи готовым отдать за них свои последние накопления. Очевидцы рассказывают: жил сам Лунев очень скромно, и обзавестись собственным жильем так и не смог. Зато он постоянно прививал любовь к искусству среди своих учеников. С просьбой помочь открыть музей обращались ко многим художникам. Первыми откликнулись мастера из Харькова: они подарили 50 своих работ.

Пополнять коллекцию экспонатов помогали и местные жители, и писатели, и коллекционеры из других городов. Поэт и публицист Илья Эренбург подарил несколько работ Пикассо, а среди них – всемирно известная картина “Голубь мира” и керамическая ваза “Сова”. Музей налаживал сотрудничество с крупными галереями: Третьяковкой, Эрмитажем. Музей поддерживали Дрезденская галерея и Берлинский художественный музей Боде.“Многие не верят, что у нас есть картины Пикассо и Малевича!”: Музей в украинской глубинке удивляет уникальными экспонатами|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

В 1987 году Пархомовскому историко-художественному музею дали статус государственного, а с 2008 года он официально стал носить имя свого основателя – Панаса Лунева. Знаменитого школьного учителя не стало в 2004 году. Согласно его завещанию, уникальная коллекция должна остаться в Пархомовке.

“Восстанавливаем справедливость”

Весной 2004 года здание Пархомовской усадьбы, где находится музей, продали вместе с сахарным заводом за смешную цену — 26 000 грн. Шум вокруг этой ситуации поднялся лишь спустя несколько лет после продажи. Владельцем здания была компания “Синтал-Д”, которая взяла кредит в банке, и уже в следующем году обанкротилась. Здание могли продать на аукционе, и уникальный музей мог остаться без помещения. Но общественности удалось привлечь внимание к проблеме, и при поддержке местной власти банк ПУМБ выкупил здание с торгов в ходе процедуры банкторства компании. Банк решил передать здание на баланс “Харьковского художественного музея”.

“Предыстория была достаточно интересна. Здание принадлежало нашему заемщику, который получило в банке кредит еще в 2008 году. Компания ушла в дефолт уже в 2009-м. С тех пор банк работал с этой компанией как с проблемным должником. В рамках банкротства компании мы проводили анализ имущества, которое есть на балансе предприятия. Выявили там здание данного музея. И стали думать, что же с этим делать. Так как мы чувствуем социальную ответственность, то решили, что должны подарить здание музею”, — рассказывают представители банка.

“Восстанавливаем справедливость. Пархомовский художественный музей. Возвращаем здание музея в собственность громады. Шесть лет назад здание известного на весь мир музея было отдано в залог банку. В это сложно поверить, но это так”, — написала Юлия Светличная, глава Харьковской ОГА на своей странице в Facebook. “Наше решение выкупить и передать здание не является случайным. Это доброе дело воплощает в жизнь корпоративную ценность нашего банка — ответственность. Меценатство — неотъемлемая часть становления украинского народа. Убежден, что сельские музеи стоят внимания и поддержки со стороны крупного бизнеса и поклонников украинской культуры”, — говорит Председатель правления банка Сергей Черненко.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *