Мой город / мое мiсто — Каменское

Промышленный Днепродзержинск, а с недавних пор Каменское несмотря на проблемы с экологией, довольно приятный, уютный и зеленый город. О его истории и сегодняшнем дне нам рассказывает журналист и  краевед Любовь Алексиевская.

Весенним утром, проехав мимо знаменитых Голубых озер (рекреационной зоны, которая активно развивается)

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Мы вышли на окраине так называемого 1 микрорайона, где Любовь и начала свой рассказ о своем родном городе.

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

 Важную роль в образовании города сыграло украинское казачество: по преданию, сёла Романково и Каменское, на месте которых расположен Днепродзержинск, основаны запорожскими казаками. Первое письменное упоминание о селе Каменском датировано 1750 годом. В период Новой Сечи (1734—1775) Каменское входило в состав Кодацкой паланки Войска Запорожского.

Строительство (1887—1889) польскими, бельгийскими и французскими акционерами Днепровского металлургического завода на землях села Каменского, выкупленных у сельского товарищества, привело к быстрому росту села. В конце XIX — начале XX века выросли поселения для служащих и рабочих завода — Верхняя и Нижняя колонии. В 1896 году в селе насчитывалось 18 тысяч жителей, а в 1913 году — 40407. С июня 1917 года решением Временного правительства селу Каменскому присваивается статус города.

1 февраля 1936 года г. Каменской был переименован в г. Днепродзержинск. В 1938 году в его состав вошли села Романково и Тритузное. В годы индустриализации (30-40 г.г. XX века) в Днепродзержинске были построены вагоностроительный, коксохимический, котельно-сварочный, азотно-минеральный, цементный и бетонный заводы, швейная фабрика и ряд других предприятий.

В послевоенное время промышленный комплекс города пополнялся новыми заводами. Введена в эксплуатацию Днепродзержинская ГЭС. В 50-80 годы ХХ века был сформирован современный архитектурный облик города. Появились новые застройки, в том числе на левом берегу реки Днепр, где мы сейчас и находимся.

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Местные называют это место «Монтана», такой кусочек Америки посреди Каменского.Местный предприниматель вернувшись в родной город из США, где он прожил несколько лет, привез и кусочек заокеанского антуража.

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключенияхМой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Берег Днепродзержинского водохранилища

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

На той стороне старинные казацкие хутора.

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Здание Каменского университета, Пелина,16. Возведено в 1909-1910 годах как здание детского церковного приюта. Рядом была построена школа приюта, сейчас это два корпуса университета. Его закончил с свое время Леонид Брежнев

Верхняя колония.

В 1887-м году Южно-Русское Днепровское Металлургическое общество  принялось строить на окраине села Каменское завод. Заводчан требовалось где-то селить, для этого выбрали две равнины неподалеку от стройки.

На возвышенности построили дома для руководства и инженеров завода, назвав это Верхней колонией. В низине сколотили лачуги для рабочих, это Нижняя колония. Верхняя была обнесена забором, дабы грязные рабочие своим видом не омрачали настроение благородным людям.

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Булыжная мостовая. Улица Институтская. Начало Верхней колонии.Стоит отметить,что все названия улицы в этом районt получили только в годы СССР. В Верхней колонии не было названий улиц, только номера домов.

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Второй корпус, Пелина,14. Бывшая женская гимназия, построен в 1906 году. Между гимназиями был заборчик, правда, с хорошей проницаемостью) Бывший проспект Пелина снова называется Гимназическим проспектом.

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Построенный в 1915-м году Дом для иностранных специалистов, ныне ул.Институтская,2.

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Улица Коваленко. Одно из самых старых зданий, заводская больница, построена в 1888 году, почти сразу с заводом. Сейчас тут располагается психиатричесая лечебница.Справа — заводское училище, построенное в 1891 году, в котором как предполагают учился Леонид Брежнев. Теперь это коммерческий техникум,второй этаж пристроили в 1898-м, оно на пике вмещало 650 студентов.Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Здание комммерческого улилища

 Далее выходим на улицу Губы, некогда центральная улица Верхней колонии. Одна из старейших улиц города

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Дом приемов важных гостей, Губы,1. Сейчас, похоже, обычный дом с отличной подъездной дверью. Был построен позже, в 1898-м году

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Дом для администрации завода ДМЗ. Улица Губы,4, построено до 1894-го

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Площадь Игнация Ясюковича, с бюстом ему же.  Об этом человеке, который сыграл ключевую роль в развитии города расскажем подробнее.

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

В течение своей жизни этот человек занимался различными проектами. Однако больше всего времени, непосредственно 15 лет, он отдал Днепровскому заводу и деятельности, направленной на благополучие его работников. Также именно с селом Каменским связано большинство доступных данных об Игнатии Ясюковиче. Это наталкивает на определенную мысль – что именно Днепровский завод и возникшая вокруг него культурная и социальная жизнь были СУДЬБОЙ этого великого промышленника. Возможно, даже его главным делом.

Он родился 1 ноября 1847г.  в семье поляков, проживавших в литовском городе Ковно. После IV раздела Польши на Венском конгрессе 1814 года 81% бывшей территории Речи Посполитой, а именно, литовско-белорусско-украинские земли и центральная Польша с Варшавой, отошли к Российской империи. С одной стороны, поляки периодически поднимали восстания, пусть и безуспешные, а с другой стороны польская нация была вынуждена втянуться в орбиту российской экономики – в том числе в техническом и промышленном отношении. Итак, на момент рождения поляка Ясюковича и во время его деятельности в Каменском Царство Польское входило в состав России. Таким образом, Ясюкович по факту не являлся иностранцем, трудясь на территории Российской Империи, в состав которой тогда входила и Украина.

Род Ясюковичей представлял собой потомственных дворян, мелких землевладельцев. Отец Игнатия занимал пост судьи и владел небольшим поместьем на востоке Литвы. Окончив гимназию в городе Вильно и технологический институт в Петербурге, И.Ясюкович получил диплом инженера-технолога. С 22 до 24 лет он, по указанию Технического института, работал на Воронежско-Ростовской железной дороге, после чего был командирован в Германию и Бельгию на «усовершенствование в науках и искусствах», что по факту означало – на обучение строительству паровозов.

Вернувшись со стажировки, Ясюкович работал инженером в механическом отделении строящейся Рязанско-Вяземской ж/д дороги и одновременно – доцентом кафедры строительства машин в Петербургском техинституте. Уже в это время в промышленных кругах стало быстро распространяться мнение об И.Ясюковиче как о необыкновенно даровитом руководителе. В 27 лет он оставил службу на ж/д дороге, приняв предложение занять пост главного инженера Невских предприятий по строительству паровозов и судов. Совсем скоро после прихода Ясюковича акции этих предприятий сильно возросли в цене, что сделало имя главного инженера еще более знаменитым.

Спустя 10 лет Игнатия Ясюковича пригласили на пост главного руководителя Путиловских заводов – наибольшего промышленного конгломерата Петербургского района. Этот пост он занимал ровно 4 года.

Иррациональный выбор

В 1886 г., в результате объединения нескольких индустриальных организаций, возникла акционерная компания, названная ЮРДМО – Южно-Русское Днепровское Металлургическое общество. Акции общества принадлежали бельгийским (40%), польско-немецким (33%) и французским (27%) акционерам. Для строительства «Чугуноплавильного и рельсопрокатного завода» и фабричного поселка рядом с ним ЮРДМО приобрело у крестьянской общины Каменского участок земли на берегу Днепра. Ранней весной 1887-го поляки приступили к закладке завода, причем, в Каменское перевезли оборудование прекратившего деятельность «Варшавского сталелитейного завода», дополненное новейшими бельгийскими и французскими агрегатами.

Тем не менее, к середине 1888 г. стало ясно, что немец Вильгельм Бассон, занимавший пост директора строящегося завода, не сумел осуществить его строительство, истратив все выделенные деньги. Руководители ЮРДМО поняли, что обществу грозит банкротство, и решили срочно сменить директора завода в Каменском. Этот пост предложили сорокооднолетнему Игнатию Ясюковичу, знаменитому не только как сильнейший техник и администратор, но и как честный, добросовестный человек.

Как уже говорилось, в это время Ясюкович находился на посту главного руководителя Путиловских заводов, имевших всероссийскую известность, наработанный рынок сбыта, массу перспектив для всестороннего развития. Променять этот пост в столице империи – Петербурге – на должность директора только строящегося и находящегося в необыкновенно тяжелом финансовом состоянии завода в маленьком селе Каменском было бы очень странно. Принять предложение руководителей ЮРДМО было шагом рискованным и нерациональным, но Ясюкович его принял. Правда, перед этим поставил условие – наделить его самыми широкими полномочиями в технических, торговых и финансовых вопросах.

Первый год на заводе

В сентябре 1888 г. Игнатий Ясюкович занял пост директора-распорядителя Днепровского завода, и в октябре прибыл в Каменское. Уже через несколько недель Ясюкович, поняв, что квалификация множества бельгийских и немецких специалистов не отвечает занимаемым должностям, стал без колебаний увольнять их с работы. На их места он назначал инженеров и мастеров, которых либо знал лично, либо рекомендованных знакомыми промышленниками.

Новый директор повел строительство очень высокими темпами. И через 5 месяцев после его прихода, 17 февраля (2 марта но новому стилю) 1889г. в торжественной обстановке была задута первая доменная печь. Параллельно строились другие цеха завода, и вскоре произошел полный пуск всего предприятия.

1 мая задымили коксовые печи. 8 июня – задута вторая домна. 17 июня – бессемеровский цех дал первую сталь. 18 июля – пошла в ход пудлинговая печь. 5 ноября – начал работу железопрокатный цех. 29 декабря – листопрокатный цех прокатал первые листы.

К окончанию 1889 г. на заводе работало 2270 человек. К 1898 г. – 5400 человек. Накануне Первой Мировой (1914г.) – 14824 человек, при этом завод являлся уже самым крупным металлургическим предприятием Российской империи, выпускавшим 14% чугуна, стали и проката всей страны.

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

 

Позитивные изменения для рабочих и горожан

Как могла бы сложиться жизнь работников завода после его пуска? И.Ясюкович мог бы запустить предприятие, построить жилье для его работников и на этом остановиться. Завод бы работал, у рабочих было бы место – где спать, ЮРДМО – получал бы прибыль. Зачастую именно так поступают современные работодатели – дают работу и платят невысокую зарплату, что же касается жизни и благополучия работников вне стен завода – это их не касается, т.к. стоит дополнительных денег. Проще построить для рабочих бараки и получать прибыль от дешевой рабсилы. Ясюкович был не таким. Рабочую силу ценил недешево. Заботу о нуждах работников вне стен завода проявлял немалую. А кроме этого, директор стал делать то, что делать, в принципе, был не обязан. После того, как было построено жилье для работников (заводской или фабричный поселок), Ясюкович не остановился. Он построил приюты, церковь, костел, кирху, школу для детей работников предприятия, Народную аудиторию с театральной сценой и библиотекой и т.д. Остановимся на этом чуть подробнее. Вначале – на уже упомянутой оплате труда.

Согласно законам того времени, в стране рабочая смена на металлургических предприятиях составляла 12,5 часов, из которых 1 час предназначался на отдых, а 11,5 – на работу. Ясюкович на Днепровском заводе изменил эти правила в пользу рабочих: их смена была ограничена 12 часами, из которых на отдых отводилось 2 часа и не более 10 часов на работу. При этом средний заработок простого рабочего составлял 40 рублей в месяц, что было достаточно неплохо при ценах того времени. Однако было много рабочих, – именно много и именно рабочих, – которые зарабатывали по 50, 100 и даже по 150 рублей. Кузнецы, сталевары, доменщики и прокатчики могли иметь заработок от 80 до 100 рублей. Мастера зарабатывали по 250 руб./мес.

Теперь посмотрим на актуальные и стабильные цены для той поры: 1 фунт (400 грамм) хлеба – 4 копейки, 1 килограмм сахара – 38 копеек, 1 килограмм мяса лучшего сорта – 45 копеек, аренда 2-комнатного дома – 6 рублей в месяц. Другими словами, даже при заработке 40 рублей рабочие могли жить достаточно неплохо, не говоря уже о заработках в 80, 100, 150 рублей.

Великий зодчий

Итак, Ясюкович развернул вокруг завода настоящий строительный бум, в том числе на свои личные средства. И вот тут стало происходить то, что часто происходит около мест, ставших популярными и посещаемыми. В Каменское приехали не только люди, ставшие работниками завода. В село устремились те, кто стал развивать здесь крупную инфраструктуру. Торговцы, ремесленники, аптекари, повара… Все они селились непосредственно в Каменском и, открывая собственные лавки и небольшие предприятия вокруг фабричного поселка, естественно, предоставляли свои услуги как работникам завода, так и всем, кто трудился за его пределами. Таким образом, с пуском завода, приездом большого числа людей и последовавшим за этим развитием инфраструктуры жизнь в Каменском, конечно, забурлила. В ХХ веке фабричный поселок вокруг завода и Каменское вообще сольются в единое целое, но даже в самом начале работы предприятия, с Ясюковичем на посту директора, стало ясно: жизнь в Каменском уже никогда не будет прежней. Вектор его развития пошел круто вверх.

Построив жилье для работников завода и училище для их детей, И.Ясюкович инициировал строительство православной церкви и католического костела. Решение построить два эти храма было принято на собрании рабочих, мастеров и служащих предприятия, и Ясюкович лично возглавил строительный комитет церкви и такой же комитет костела.

Церковь, рассчитанная на одновременное посещение 2 тысячами человек и с бюджетом строительства 190 тыс. рублей, была построена в 1894-м – через 5 лет после пуска предприятия. Спонсорами строительства стали работники завода плюс сам завод.

В 1898-м состоялась первая служба в построенном костеле. Его спонсорами выступили ЮРДМО и 600 работников завода, исповедовавших католицизм (перечисляли 1% зарплаты ежемесячно). Костел с бюджетом строительства 120 тыс. рублей был рассчитан на одновременное присутствие 500 человек.

1900 г. – построена Народная аудитория (ставшая театром) с парком вокруг нее. 1906 г. – бани для рабочих, православный приют для детей, родильный приют. 1907 г. – женская гимназия и, – на личные средства Ясюковича (14 тыс. рублей), – мужская гимназия. 1909 г. – детский католический приют-школа. Построены Инженерный клуб (нынешний музей ДМК), яхт-клуб, заводская больница. Открывались типографии, аптеки и т.д. По словам местной газеты того времени, Ясюкович был причастен к любому строительству в Каменском и «помогал не грошами, а тысячами, благодаря чему всякое дело в Каменском процветало».

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

 

Во время металлургического кризиса в России в 1905-1907гг., когда многие предприятия останавливали производство, Ясюкович тотально снизил цены на продукцию завода, зачастую торгуя даже без прибыли. Это позволило не останавливать предприятие и не увольнять людей, а с другой стороны, когда кризис прошел, оказалось, что Днепровский завод завоевал международный рынок металлургической продукции.

Ясюкович обладал статной фигурой и ростом выше 2 метров, что сильно выделяло его в толпе. Будучи главой завода – тем, кто по долгу службы обязан быть решительным, а нередко и строгим, Игнатий Ясюкович оставался человеком чутким и добрым. По рассказам его супруги, он даже мог ронять слезы за чтением художественной книги с драматичным сюжетом. Несмотря на это, он был по-настоящему смелым и несгибаемым. В начале ХХ века, когда активизировалась деятельность различных революционеров и провокаторов социалистического толка, последние взяли за норму наносить визиты потенциальным спонсорам, дерзко предлагая им пополнить кассу партии. Во время визитов «товарищи» сообщали, что только что руководитель той или иной компании выдал им определенную сумму на их правое дело, и что когда они придут к власти, то, безусловно, станут судьями над буржуями. Многие пугались, брали пример с предыдущего «спонсора» и давали «товарищам» отступные. Это было время, когда убийства различных руководителей были совсем не редкостью, но Ясюкович, когда «революционеры» пришли к нему в приемную, не только отказал им в финансовой помощи, но и недвусмысленно указал на дверь…

Первого директора-распорядителя Днепровского завода можно смело называть основателем города Каменского, вернее, преобразователем сонного села в крупный промышленный и культурный центр. Если же говорить о нем непосредственно как о промышленнике, то его справедливо можно назвать королем черной металлургии того времени.

Последний юбилей

В 1903г., после 15 лет работы в Каменском, И.Ясюкович уехал в Петербург, заняв должность директора-распорядителя всего ЮРДМО, на предприятиях которого трудились в то время 30 тыс. человек. Однако даже будучи в Питере, он принимал активное участие в жизни Днепровского завода, новое руководство которого не принимало никаких важных решений без согласования их с Ясюковичем.

Заняв должность директора ЮРДМО, Ясюкович постепенно превратил его в мощную влиятельную империю. Пост директора общества он оставил через 11 лет в связи с ухудшением здоровья. Какая болезнь подточила его силы, нам неизвестно, но вскоре недуг уложил его в постель, с которой И.Ясюкович уже не встал. 26 августа 1914г. первый истинный директор и отец Днепровского завода ушел из жизни в возрасте 67 лет.

Некрологи были напечатаны во множестве изданий того времени. В нескольких городах на территории современных Польши, России, Украины прошли панихиды. Соболезнования выражали многие металлургические, горнопромышленные и торговые компании.

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Здание водолечебницы.

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Любовь Андриевская проводит для «В дороге» экскурсию

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Квартиры в домах Верхней колонии были от двух до семи комнат, со всеми удобствами. Жить в Верхней колонии считалось невиданным шиком, уделом богоизбранных людей

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Заводоуправление ДМЗ окончено в 1899 году, Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях А вот как оно выглядело

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Прекрасный парк перед ним

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Памятник первому слитку металла, выпущенному заводом

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Знаменитые львы на проходной. Теперь к ним не подобраться, а ранее охранники пускали пофотографировать. Теперь приходится из-за забора.

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Аллея бюстов героев ВОВ, работников завода и передовиков производства

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Заводской музей

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

За зданием музея в кустах можно увидеть ноги Дзержинского, то что осталось от недавно демонтированного памятника, некогда украшавшего площадь перед заводоуправлением

Своеобразный музей техники, которая использовалась на местных заводах

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключенияхМой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

И пейзаж за ним

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

ДМЗ

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Свято-Николаевский кафедральный собор, освящен в 1894 году. Московского патриархата

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Знак местной уникальной футбольной команды «Сталь». Вышла в Премьер-лигу, но из-за отсутствия в городе нормального стадиона, была вынуждена играть домашние матчи сначала в Днепропетровске, а потом и в Киеве. В прошлом году с вылетом из Премьер-лиги прекратила свое существование.

Многие сталинки имеют обшарпанный и грязный вид, но это в целом их не портит, а придает городу характерную индустриальную угрюмость.

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Оригинальный памятник «раскованному Прометею», который был открыт аж в 1922 году. На постаменте здесь помещены цитаты из Ленина и фамилии местных коммунистов. Символ города.

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Здание местного ПТУ, которое закончил нынешний президент Казахстана Нурсултан Назарбаев

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Местные называют это место «Голгофой».

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Возле проходной ДМЗ расположена оживленная автостанция, несколько генделиков и стихийный рынок. Завод по-прежнему является центром жизни города.

Площадь 250 летия Днепродзержинска. Напротив православной церкви в 1900 году было построено здание Народной аудитории и разбит сад. В нем функционировали библиотека и читальня, дважды в неделю проходили театральные представления или концерты. В зрительном зале могло поместиться до 500 человек.

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

В 1921 году Народная аудитория была переименована в театр им. Шевченко, но по сути театром не являлась, была театрально-зрелищным предприятием, где давали представления гастролеры.

С 1956 года театр стал называться Днепродзержинским украинским драматическим театром им. Леси Украинки.

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Красивое здание напротив

В 1961 году площадь в очередной раз переименовывают, дав ей имя первого космонавта Юрия Гагарина.В 1976г. в честь 15-летия полета в космос Юрия Гагарина на площади был установлен самолет-памятник МиГ-19. В 70-х эти истребители были сняты с вооружения.

Римско-католическая община Каменского прихода обязана своим возникновением строительству в селе Каменское Днепровского завода. Католики здесь на 90 или более процентов состояли из лиц польской национальности. В середине 1890-х годов в Каменском проживало уже 1500 польских семей. И директор завода Игнаций Ясюкович, сам римо-католик, взял на себя инициативу постройки в селе Каменское католического храма.Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Исходя из этических соображений и принимая во внимание, что действия «поляков» местная общественность рассматривает «сквозь увеличительное стекло», Игнатий Игнатьевич, упреждая возможное недопонимание и негативную реакцию, принимает решение построить вначале именно православную церковь, а потом уже и католический костёл.

В 1895 году на довольно обширном участке вблизи заводской больницы началось строительство «Каменской приходской церкви во имя Святителя Николая» или попросту костела, ставшего гордостью всего Каменского. Проектировать костел и наблюдать за его постройкой Игнацио Ясюкович пригласил 36-летнего архитектора Мариана Хорманского.

Ясюкович предложил Хорманскому попробовать себя в неоготическом стиле. Мариан Хорманский предложение принял и выдвинул идею строительства костела по типу готических соборов средневековья. Костел должен был представлять собой сооружение базиликального типа с двумя 33-метровыми башнями по восточному фасаду, а с высоты птичьего полета видеться лежащим на земле в форме латинского креста. Значительное внимание в архитектуре здания Хорманский уделил главному фасаду, где расположен портал центрального входа с двумя «готическими» дверями, украшенными деревянной резьбой и элементами художественной ковки. Над центральным входом приковывало взгляд огромное арочное окно с вписанными в него четырьмя более мелкими стрельчатыми окнами, оно превосходило по площади двойные входные двери. Средняя часть фасада завершалась выразительным треугольным щипцом с крестом над ним. А большие кресты над двумя башнями, сделанные из черного металла, как бы плыли в небе над костелом. Дождевая вода разбрасывалась от башен через водосточные трубы, выполненные в виде горгулий — в готической архитектуре рыльце водосточной трубы в образе фантастической фигуры.

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Через четыре боковых шестиметровых стрельчатых окна и двадцать семь малых окон-бойниц костел наполнялся светом, а идущий по специальным водонагревательным каналам, проложенным в толще стен, воздух — давал тепло, струящееся от печи, расположенной под костелом и вмещающей 5 кубических метров дров.

Строительство Каменского костела, сложенного из желтого киевского кирпича и рассчитанного на одновременное посещение пятисот прихожан, продолжалось более двух лет и завершилось в 1897 году. На стене была привинчена белая мраморная доска с надписью, гласившей, что Каменская Приходская церковь во имя св.Николая сооружена в 1895-97 гг. по инициативе директора-распорядителя Днепровского завода Игнатия Ясюковича на средства рабочих и служащих Днепровского завода при участии Металлургического Общества.

Фигурами, установленными на самом почетном месте — в алтарной части у большого распятия — стали святые Николай и Варвара. Фигура св. Николая, как и фигуры святых Казимира, Варвары и Антония, относится к так называемым полихромным скульптурам, расписанным серебро- и золотосодержащими красками («золотой лак»).

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключенияхИстинным шедевром Стадницкого стала вырезанная из липы фигура Иисуса Христа на кресте. Распятие располагалось в центре резной деревянной алтарной части, которая своими очертаниями повторяла очертания башни костела. Не менее замечательной была и фигура Христа в гробу, выполненная, как и Распятие, в натуральную величину, но изготовленная из гипса. Христос, лежащий чуть на боку, прикрыт пеленами. Гроб с телом Иисуса Христа, закрытый стеклянным колпаком, устанавливался в малом алтаре Сердца Иисуса. Его охраняли две фигуры римских стражников в шлемах и с копьями. Все пространство около гроба украшалось цветами, зажигались свечи, и выставлялась монстранция.

В 1902 году в костеле затеяли крупный ремонт. Печное отопление с использованием воздухонагревательных каналов заменили на паровое, а крышу покрыли оцинкованным кровельным железом. Ремонтные работы, проводимые за счёт Днепровского завода, были перенесены вовнутрь костела, где вновь покрасили и расписали стены. На куполе главного алтаря был изображен Иисус Христос, а на стенах справа и слева от главного алтаря — Моисей в красной мантии со скрижалями с заповедями, а с другой стороны — царь Давид, играющий на лютне.

Деревянную ограду заменил капитальный кирпичный забор с кованой решеткой в готическом стиле. На крыше костела над главным входом установили статую Девы Марии, которая своей рукой будто приглашала людей войти в святыню. И еще одна изящная башенка-сигнатюрка украсила крышу над алтарной частью храма. Перед костелом, за входными воротами разбили уютный сквер, а во дворе высадили кустарники и цветы. В глубине двора находилось здание, где жил органист, в его высоченном зале проводились спевки костельного хора под сопровождение фисгармонии. В другом конце двора, за оградой, располагалось плебане — дом священника, в который можно было попасть как со стороны костела, так и с прилегающей улочки, отделявшей костельный двор от заводской больницы.

К Каменской римско-католической церкви, которая вплоть до 1905 года считалась филиалом Ямбургского прихода, причислялись уже Верхнеднепровск, завод Корбино и станция Запорожье-Каменское. И хотя костел св. Николая мог вместить до 500 человек, частенько людей приходило столько, что часть их оставалась вне храма. При костеле открыли библиотеку, и каждый прихожанин мог взять книгу для души. Освящение Каменского костела состоялось 25 сентября 1905 года.

После установления Советской власти фактически Каменским приходом управляли из Екатеринославского Губисполкома. На каждую общину Отделом культа заводилась специальная анкета. Вот что записали в отношении Каменского римско-католического прихода: Анкета здания: дата постройки — 1897, арх. Хорманский, община существует с 1888 г. Количество прихожан: до 1917 г. -7 тыс. человек, 1923 г. — 427, 1924 г. — 518 (поляки, русские, белорусы, прибалты, чехи), рабочие, почти все грамотные. 11.XII — 1923 г. — перерегистрация. Средства — из добровольных пожертвований и кружечного сбора по воскресным и праздничным дням.

Каменской райисполком протоколом №18 от 5-го июля 1924 принял решение о взимании арендной платы за землю, находящуюся под постройками церквей и других молитвенных домов. Арендную плату установили по городу в размере 20 копеек с квадратной сажени, площадь надлежало исчислять с участка, обнесенного оградой. Иными словами, католическая община Каменского, в распоряжении которой находилась территория площадью около 500 квадратных сажень, обязана была ежегодно вносить в казну почти 1000 рублей наличными.

Второго июня 1925 года Екатеринославским Губадминотделом зарегистрирован Устав Римско-католической имени Св.Николая Общины, который был вынужден подписать ксендз Томашевский. Согласно пункта второго Устава из раздела «Задачи общества» — «Римско-католическое им. Св. Николая религиозное общество… управляет имуществом, полученным по договору от местных органов Советской власти». Этим пунктом органы Советской власти недвусмысленно намекали, кто является истинным владельцем имущества, принадлежавшего каменским католикам.

В конце 1928 года количество прихожан Каменского костела упало до 118 человек.

1 декабря 1929 года вышло постановление президиума Окружного исполкома Украины о закрытии в г. Каменском православного собора, костела, синагоги и кирхи. Согласно того же решения в конфискованных помещениях костёла постановлялось открыть польский клуб.

Костёл был отобран у католиков, а имущество вывезено ранним утром 12 декабря 1929 года.

В Советские времена в костёле размещались военкомат, автомойка и прочие учреждения.

В 1990 году в Днепродзержинском горсовете создана инициативная группа по спасению костёла. В 1991 году возобновлены богослужения.  Костёл отреставрирован к 100-летию в 1997 году при содействии Днепродзержинского горисполкома и Днепровского металлургического комбината.

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Бывший еврейский квартал

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Недавно реконструированный городской парк

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Центральная площадь города — П. Калнышевского. На заднем плане ЦУМ

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Гостиница «Шиллер» и хорошее кафе с летней верандой на первом этаже

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Есть рекомендации от «Ревизора».

Мой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключенияхМой город / мое мiсто - Каменское|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *