Итоги Одесского кинофестиваля-2019: выбор жюри и выбор зрителей

ОМКФ держится на одной волне с мировыми фестивалями и в плане подбора фильмов, и в плане их особенностей

В Одессе в июле прошел  десятый международный кинофестиваль. И свой первый юбилей организаторы отметили с размахом. В рамках фестиваля в течение недели на разных площадках города проходили культурные события на любой вкус: концерт Tiger Lillies в «Зеленом театре» , мультимедийный перформанс Влада Троицкого на Потемкинской лестнице, выставки и арт-проекты в Одесском художественном музее, галерее Invogue и все в том же «Зеленом театре». Каждый вечер фестивальные бары приглашали гостей на атмосферные вечеринки ОМКФ. И, конечно же, кино.

В этом году программа фестиваля была сильной и насыщенной. Традиционно секции «Гала-премьеры» и «Фестиваль фестивалей» анонсировали главные хиты года, нашумевшие в Каннах, на Берлинале и других кинофестивалях. Свежие работы Джима Джармуша, Педро Альмодовара, Фатиха Акина, » Паразиты» Пона Чжун Хо («золотая пальмовая ветвь» Канн , «Снонимы» Надава Лапида (Золотой медведь» в Берлине — 2019 ) – самые ожидаемые картины ОМКФ. Впрочем, фильмы-участники конкурсных программ зрители посещали не менее активно, а обсуждения и фидбэк были, наверное, даже более интенсивными.

Итоги Одесского кинофестиваля-2019: выбор жюри и выбор зрителей|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Кадр из фильма «Домой»ГосКино Украины/facebook

Главную награду фестиваля в этом году неожиданно получили сразу два фильма, разделив между собой Гран-при: «Домой» украинского режиссера Наримана Алиева и «А потом мы танцевали» шведского фильммейкера грузинского происхождения Левана Акина. Эстетически это очень разные работы. Алиев снял роуд-муви о татарской семье, едущей из Киева в Крым, который они покинули после аннексии. Влияние «Возвращения» Звягинцева на эту работу очевидно. Возможно, даже слишком. Лента Левана Акина – это очень красиво рассказанная эмоциональная история о любви, которая не зависит от пола. Оба фильма были показаны на Каннском кинофестивале в этом году. Оба фильма затрагивают тему дискриминации человека. Акин задумал снять картину после того, как в 2013 году в Тбилиси избили и разогнали участников гей-прайда.

Грузинская лента вообще стала триумфатором фестиваля. Кроме Гран-при, «А потом мы танцевали» победил в номинации «Лучший международный фильм», а Леван Гелбахиани, сыгравший главную роль, получил награду за «Лучшую актерскую работу» в международной секции. Лучшим режиссером стал колумбиец Алехандро Ландес («Монос»).

Одной из главных задач, которые ставит перед собой ОМКФ, является поддержка и развитие украинского кинематографа и его популяризация за рубежом. И интерес зрителя к Национальной конкурсной программе говорит о том, что с этой задачей Одесский кинофестиваль справился. В этом году было представлено пять полнометражных украинских картин. Премьера военной драмы «Черкассы», рассказывающей о противостоянии украинских моряков россиянам на крымском озере Донузлав в 2014 году, была очень успешной. Съемочную группу целый час не отпускали со сцены после сеанса.

Еще одним фаворитом среди зрителей стал полнометражный дебют Антонио Лукича «Мои мысли тихие», недавно получивший спецприз на кинофестивале в Карловых Варах (конкурс East of the West). Но, как это часто бывает, мнение жюри и зрителей ОМКФ не совпали, и главные призы достались работе Вадима Илькова «Папа – мамин брат». Лента стала «Лучшим полнометражным национальным фильмом», а Вадим Ильков получил приз за «Лучшую режиссерскую работу».

«Лучшая актерская работа» досталась Ирме Витовской («Мои мысли тихие»). Этот же фильм получил награду FIPRESCI и «Приз зрительских симпатий», который только в этом году появился на ОМКФ. Лучшей короткометражкой в национальном конкурсе стала работа «Секрет, девочка и мальчик» Оксаны Кузьмич. Приз FIPRESCI за лучший короткометражный фильм – «В нашей синагоге» Ивана Орленко. «Золотого Дюка» за вклад в развитие киноискусства вручили Катрин Денев.

Одесский кинофестиваль – это более, чем сотня фильмов, отобранных из самых разных стран и снятых в самых разных жанрах. И зритель получает довольно большую выборку каких-то современных тенденций в некоммерческом кинематографе. Впрочем, меняются лишь детали, суть остается та же. Режиссеры пытаются воздействовать на публику через жестокость, порой чрезмерное насилие и обилие крови на экране. «Золотая перчатка» Фатиха Акина, уже упомянутые «Паразиты», «Монос» Алехандро Ландеса, бразильская картина «Бакурау», английский фильм «Маленькое красное платье» Питера Стрикленда , и даже французский мастер абсурда Кантен Дюпье со своей свежей работой «Оленья шкура» – все эти фильмы совершенно о разных вещах, но художественные приемы достижения шок-эффекта где-то пересекаются. С другой стороны, Джармушу без старого доброго насилия и поедания человеческой плоти в зомби-фильме «Мертвые не умирают» никак не обойтись в силу особенностей жанра.

Что же нужно зрителям? А зрителям на самом деле нужны комедии. Даже если речь идет о потребителях узконаправленного, фестивального кино. Фильм-открытие «Прекрасная эпоха», участники международного конкурса израильский «Тель-Авив в огне» и особенно полюбившийся публике итальянская работа «Человек, который купил Луну», которой пророчили награды, но нет. Еще один конкурсный фильм от Кантена Дюпье «На посту» мастерски продолжает традиции французского абсурда Бунюэля и Бертрана Блие. Собственно, «Приз зрительских симпатий» получила украинская лента национального конкурса «Мои мысли тихие» именно потому, что она достаточно легка, иронична и снята с любовью к зрителю, без эмоциональных ударов ниже пояса.

А что же жюри? А жюри интересует социалка. Так уж повелось на кинофестивалях всего мира. Национальные меньшинства, сексуальные меньшинства, культурные маргиналы, дискриминации всех сортов, гендерное неравенство. Кино, конечно, не может решить эти неудобные вопросы, но у него и задачи другие – выявить и указать на проблему, диагностировать болезнь общества. И часто в этих диагностиках и срывах социальных масок в лентах теряется художественное, собственно искусство.

С другой стороны, ОМКФ лишь следует тенденциям современных кинофестивалей. И, кажется, у него это получается. Фестиваль не только стал ярким и важным кинособытием в Украине и Европе, он сильно повлиял на производство и кинорынок нашей страны. На ОМКФ был представлен целый ряд украинских фильмов. Как правило все они сняты молодыми режиссерами, часто это были дебюты. Все это как нельзя лучше способствует возникновению культурной среды. Которая, кстати, необходима для успешной профилактики тех самых болезней общества.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *