Мариуполь – город контрастов.Обычно этим эпитетом награждают Стамбул, но и наш форпост на Донбассе, ничем не хуже. Индустриальный, перенасыщенный производствами Мариуполь, самый экологически неблагоприятный город страны, похожий на не очень счастливого работягу, который каждое утро ездит на работу на трамвае мимо дорогих бутиков и ресторанов, полных приехавшей на отдых на море публикой. И с другой стороны креативные таланты неожиданно обнаружились и у нашего работяги. Всему виной команда Влада Троицкого с его “Гогольфестом”, которая несколько лет назад пришла в город и теперь каждую весну Мариуполь наполняется прогрессивной публикой со всей страны, которая вместе с местными творческими личностями неуловимо меняет местный индустриальный пейзаж.
Одним из таких есть наш сегодняшний герой, Николай Шевченко, мариупольский художник, активист и организатор городских мероприятий и проектов.Сегодня он покажет родной город читателям “В дороге“.
Встретив нас у местного драматического театра, самого центра города, популярного места встреч в городе он смело повел нас туда. где приморский город родился.
Как утверждают историки, в устье реки Кальмиус, существовала казацкая паланка. В 1734 году, по версии многих украинских историков, несмотря на официальные запреты, перестроенная и укрепленная «для защиты границ и покровительства рыболовству» крепость Кальмиус официально стала центром Кальмиусской паланки Запорожской Сечи.
В настоящее время исторически доказанной даты основания Кальмиусской паланки нет. В 1743 году запорожский отряд полковника Кищинского пытался самовольно установить контроль над районом, но наткнулся на отпор донских казаков . Первый кальмиусский полковник упомянут в 1747 году. Первая картографическая находка — 1768 год (карта «Лежащим местам около крепости святого Димитрия Ростовского с показанием Российской Империи границ», составленная в 1768 году).
30 апреля 1746 года российское правительство по указу императрицы Елизаветы Петровны разграничило конфликтующих запорожских и донских казаков по речке Кальмиус.
То что осталось от крепости Кальмиус
После заключения между Россией и Османской империей Кючук-Кайнарджийского мирного договора 1774 года территория Запорожья, в том числе и Кальмиусской паланки, была официально включена в состав Российской империи. С ликвидацией Области Войска Запорожского в 1775 году казаки были вынуждены покинуть устье Кальмиуса, а земли Кальмиусской паланки 14 февраля 1775 года вошли в состав Азовской губернии Екатеринославского наместничества.
В 1776 году на месте упраздненного казацкого поста Домахи создана Кальмиусская слобода. В 1778 году поблизости слободы заложен уездный город Павловск, превратившийся со временем в Мариуполь.
Металлургический комбинат им. Ильича.
Крупнейший в стране и главный загрязнитель воздуха в городе. Расположен очень не удачно, практически в центре города, без учета Розы ветров. Все это привело к сложной экологической обстановке в городе. Уже через сутки пребывания в городе начинает першить в горле. Все это по словам Николая Шевченко влияние на ваш организм ужасной экологии в городе
Вид от бывшей Кальмиусской крепости. На горизонте Азовское море
Мариуполь появился на картах в конце ХVІІІ века. В 1882 году к побережью Азовского моря от станции Еленовка дотянулась ветка Екатерининской железной дороги. А в 1889 заработал современный глубоководный порт. Эти два инфраструктурных проекта послужили прологом к большому будущему. Они сделали город привлекательным для иностранных инвесторов, а местному купечеству открыли мировые рынки. Мариуполь стал расти, как на дрожжах. Задымили два металлургических завода, открывались иностранные консульства и торговые представительства, в лавках можно было купить товары из всей Европы. Вскоре появились местные миллионеры. Интересно отметить, что историко-культурный центр Мариуполя всю досоветскую эпоху совпадал со старыми укреплениями Кальмиусской паланки .
Позже по идеологическим причинам связи с козацким прошлым были разрушены. От этого центра в западном направлении исходили три главных городских улицы, образовывая в плане трезубец. Именно в этом районе стали появляться самые значимые архитектурные объекты. Похвастать согласованностью архитектурных решений Мариуполь не может, так как строительство велось хаотично, в соответствии со вкусами и желаниями каждого отдельного заказчика. Большинство построек того периода выполнено в эклектичном стиле, но иногда можно четко заметить влияние неоклассицизма, модерна и даже неоготики. Кирпичная застройка рубежа ХІХ-ХХ веков это как раз та самая «мариупольская архитектурная старина», которая досталась в наследство современным горожанам.
К началу прошлого века многие «акулы» местного бизнеса уже могли себе позволить масштабное капитальное строительство. Спустя сто лет частные особняки и коммерческая недвижимость богатейшей части городской элиты составили значительную часть архитектурного наследия Мариуполя.
В конце ХІХ века мариупольский порт стал мощной базой по перевалке угля и зерна. Одним из крупнейших частных судовладельцев не только Мариуполя, но и всей Российской Империи, был Пётр Регир. Остатки дома этого состоятельного человека можно увидеть сегодня на улице Итальянской. Помпезный двухэтажный дом начала ХХ века, с входным порталом в левой части фасада, богато украшенный орнаментами и маскаронами, по праву занимает одно из первых мест среди архитектурных памяток Мариуполя. В нём проживала семья Регир, а также размещалось управление пароходством. Сразу после революции Регир-младший перебрался за границу, а Регир-старший умер в 1919 году в Мариуполе.
При советской власти в здании располагалось общежитие и различные учреждения. Последний капитальный ремонт проводился в 1968 году. После того, как особняк покинули сотрудники управления треста «Донбасстальконструкция», он остался необитаем. Пережив все лихолетья двадцатого века, дом Регира разрушился за короткий период века двадцать первого. В 2008 году краеведы писали, что дом прекрасно сохранился, а сегодня это величественное строение стоит в руинах. Но даже в таком плачевном состоянии особняк Регира способен произвести впечатление.
На улицах города
В залах Мариупольского краеведческого музея (ул. Георгиевская, 20). Основан в 1920 году. Исследования научных сотрудников музея способствовали созданию в Приазовье природных заповедников.
Трон греческого митрополита Игнатия.
Почитается как один из основателей города. Вокруг Мариуполя и сейчас находятся села с компактным проживанием греков. Да и в самом городе греческая община была всегда влиятельна.
Игнатий способствовал выводу христиан (в основном греков, армян, грузин и валахов) из Крыма в 1778 году.
Вообще, переселение крымских христиан в Приазовье до сих пор остается наиболее запутанной проблемой истории Украины, густо перемешанной различными версиями, откровенными домыслами или ложью.
Водонапорная башня.
Строительство тридцатиметровой башни со смотровой площадкой для пожарных по проекту Виктора Нильсена завершилось в 1910 году. Но уже в 30-х годах она утратила свои первоначальные функции. В эпоху индустриализации был сооружён новый водопровод и насосная станция. В 60-е город стал сильно расти вверх, и наблюдательный пост пожарников тоже стал бесполезным. Во время войны башня была повреждена, но капитального ремонта дождалась только в середине восьмидесятых, когда возникла идея расположить в ней отделение краеведческого музея. Идея эта так и не осуществилась, но постепенно водонапорная башня превратилась в узнаваемый символ Мариуполя.
С 1996 по 2013 г.г. в ней располагалось отделение одного из банков, а в 2016 году в башню ненадолго подселили отделы муниципалитета. Наконец, к 240-й годовщине Мариуполя здание отреставрировали и придумали достойное назначение. Сейчас здесь функционирует креативное публичное пространство. Интересно отметить, что, несмотря на богатейшее индустриальное прошлое, водонапорная башня – единственный в Мариуполе узнаваемый архитектурный объект инженерного назначения.
Следы от пуль на тротуарной плитке остались от вооруженного конфликта в 2014 году. когда город чуть было не стал частью ДНР.
Здание института “Азовгипромез”
Здание городской мэрии.
Было сожжено в 2014 году, и так и не восстановлено до сих пор. Мэрия работает в другом здании.
С супермаркетами в городе проблем нет
Необычное здание похожее на дворец не то таможня, не то налоговая.
Архитектура напоминает Соцгород в родном Запорожье
Монумент на бывшей территории Кальмиусской паланки Запорожской Сечи
Здание бывшего горотдела милиции после событий 9 мая 2014 года не восстанавливали
А это развалины местной синагоги.
Она стоит в отдельном ряду. Её остатки – единственный образец культовой архитектуры дореволюционного Мариуполя. В 30-х годах ХХ века в разгар антирелигиозной кампании большевики уничтожили все православные храмы и католический костёл, а синагогу по неизвестным причинам пощадили. Во время немецкой оккупации в 1941-1943 г.г. здесь размещался госпиталь и пункт сбора рабочей силы для отправки в Германию. После освобождения города помещения синагоги использовались как гимнастический зал, контора Гипромеза, больница, медучилище и морская школа. И только к середине восьмидесятых годов для роскошного здания бывшей синагоги нашли более возвышенную роль, под стать ей самой.
В ней должны были разместить экспонаты художественной коллекции краеведческого музея, но не успели. Зимой обветшавшее за много лет здание не выдержало обильного снегопада – рухнувшая крыша похоронила все планы. Это событие поставило точку в истории сооружения. Сегодня апокалиптический скелет синагоги ценится как оригинальный антураж для фотосессий.
С кафешками в городе проблем нет.
Николай Шевченко рекомендовал нам следующие объекты общепита:
Шоколадная мастерская “Lekontina”, ул . Артема,48
Кнайпа BierKeller, ул Казанцева, 22 А Хорошее пиво
Кафе “Сиртаки”, ул. Артема,37. Это место, где Вы может отведать знаменитые греческие чебуреки
Кулинарный символ Мариуполя: греческие чебуреки с кефиром
С ночлегом на любой кошелек проблем нет
Авторы материала с Николаем Шевченко
Ярослав Шевченко
Денис Гонопольский