Виктория Грицаенко: “Автостопу не изменяю”

Известная украинская путешественница Виктория Грицаенко, глава харьковского автостопного клуба VIA за годы странствий посетила 107 стран, чем не могут похвалиться и ее более маститые коллеги.

Виктория, вы одна из самых известных автостопщиц Украины и я прочитал такую информацию, что Вы проехали более 8000 км. Все правильно?

Да, все верно.

В принципе используйте обычную гугл карту, смотрите, сколько было километров между городами и понимаете, сколько проехали.

Почему именно автостоп?

Потому что это быстро и эффективно. Те, кто любят комфорт автостоп для таких людей в общем-то не подходит. Мне главное чтобы было быстро и практично, поэтому я выбираю автостоп и выбираю самолет.

Чем отличается автостоп обычный, от автостопа спортивного?

Многие задают этот вопрос , в принципе как у нас в шутку отвечают, только буквами. А так спортивный автостоп – это система знаний чтобы ездить быстро и эффективно. А обычный атостоп, это когда люди его применяющие, не знакомы с этой системой.. Они зависают, где на долго, где на сутки. Обычный автостоп от спортивного автостопа именно этим и отличается.

А правда, что спортивный автостоп, это наше изобретение( в бывшем Союзе). Или это не правда и корни его на Западе?

Спортивный автостоп был изобретен именно в Советском союзе в городе Ленинграде 40 лет назад и основателем этого движения был Алексей Воров. Сейчас он год уже как отошел от руководства Питерской лиги автостопа (ПЛАС) и сейчас занимается пошивом рюкзаков и снаряжением для автостопщиков, и не только.

Я за то, чтобы автостопные клубы в Украине занимались развитием своего автостопного движения. У нас у украинцев своя голова на плечах, есть свои интеллектуальные разработки и сами все делаем.

Расскажите про историю украинского автостопа. Насколько Вы ее знаете и про Ваш харьковский клуб.

У нас совсем недавно началось развиваться это движение. Раньше просто копировали Антона Кротова, того же Ворова, просто были некоторые клубы, люди кучковались , потом распадались и потом уже решили организовать свое. Это произошло где-то в 2012 году в городе Киеве когда организовался клуб спортивного автостопа «Рух». Они провели несколько гонок , потом начали приглашать людей из разных городов.  Они ездили по всей Украине, по России. Потом руководитель клуба попал на встречу с Кротовым и у него несколько поменялось мировозрение  и он решил закрыть этот клуб и заняться семейными делами.  Клуб закрылся и где-то в 2013 году открылся клуб спортивного автостопа «Румб». Руководила этим клубом девочка, приезжали из Санкт-Петербурга автостопщики, для того, чтобы обучать наших людей в Киеве. Они просуществовали полтора года и закрылись. Потом уже в 2015 году уже у нас в Харькове открыли подобный клуб. Тоже приезжали из Санкт-Петербурга обучали нас. Я выдвинула свое условие, что мы не хотим быть вашим филиалом, мы хотим быть более свободными и не зависеть от кого-то. Они сказали да, хорошо. Но потом им не понравилось, что мы внесли в правила своих гонок изменения, поскольку в каждом клубе они одинаковые. Им не понравились наши новшества в правила гонок и мы разорвали с ними отношения. И сейчас в общем то мы существуем независимо как от российских клубов, так и от других каких-то клубов. И теперь даже кто-то захочет, например, в Запорожье, организовать подобный клуб, Вы можете точно также быть независимыми, но есть определенные правила, которые должны соблюдаться именно в спортивном автостопе: и в самом автостопе и в гонках. То есть  во всех клубах они одинаковые.

Расскажите в двух словах, что такое гонки, не все понимают. В двух словах?

Это спортивное соревнование, но только автостопом. Каждый автостопщик может принять участие в гонке, в этих соревнованиях. Опытный автостопщик может подтвердить свою квалификацию, что он крут можно так сказать, а начинающие могут обучаться технике автостопа, всем навыкам спортивного автостопа. В нем есть например жесты, которые обычные автостопщики не применяют. Поэтому у обычных автостопщиков бывают завесы, а у спортивных автостопщиков бывают крайне редко.

Суть добраться из пункта А в пункт Б на попутных машинах не используя денежные средства. Так?

Да. Из пункта А в пункт Б как правило ездят  обычные автостопщики. Спортивные иначе. На карте разбросаны точки и нужно по этим точкам проехать быстрее всех команд. Есть набор точек, плюс еще есть точки на ориентирование. Тут нужно доехать автостопом до определенного места и потом по пересеченной местности, по горам, по полям, искать то место, где нужно оставить марку. В этом заключается спортивный автостоп.

Давайте теперь поговорим  больше о Вас. Как Вы пришли в автостоп, куда поехали в первый раз. Страна может быть первая.

Первое мое путешествие было по странам Восточной Европы  – Словакия , Чехия, Польша. Мне больше понравилась Чехия, так, что я там решила остаться. Подружка из этой страны сказала, что если хочешь объездить всю страну, тебе нужно устроиться на работу в туристическую фирму и там будет возможность. Каждые три месяца тебя в новый город переправляют и там работаешь. Заодно посмотришь достопримечательности местные. Нашла крупную туристическую фирму, заключила с ними договор на пять лет и работала у них и занималась только Чехией.

Виктория Грицаенко: "Автостопу не изменяю"|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях Это был не опыт автостопа, а опыт путешествий. Применялись поезда и автобусы, иногда самолеты. Вот такой вот опыт путешествия был первый.  Подружка, с которой я жила  в Чехии мы снимали вместе квартиру и вместе работали . Жили за городом, в частном секторе и на работу она ездила автостопом, а я ездила автобусом. Она мне говорит, что ты экономишь на проезде, самая настоящая экономия это автостоп. Я не умею ездить говорю автостопом, научишь, тогда поеду.

Она показала, мне понравилось, с тех пор и езжу автостопом. И не изменяю.

Какая страна вас больше всего поразила, понравилась?

Я бы выбрала именно Чехию . В Европе. Если брать Африку, то это Мали. Это очень интересная страна с исторической и культурной точки зрения .Да, бедная страна, там люди недоедают и голод у них, но тем не менее они свою историю очень хорошо знают. Шаманизм, культ предков. Была на их шаманском шабаше или как это назвать, было очень интересно.

А в Африку было целенаправленное какое-то путешетвие?

Да, мы вместе с другой моей подругой из США, плыли по рекам Конго и Нигер. Это был договор с Книгой рекордов Гиннеса, что мы проплывем по всему руслу и рукавам  этих рек .Они фиксировали наш рекорд и   выдали нам диплом. В рамках этого рекордного путешествия мы посетили ДР Конго, республику Конго,Руанду, Мали, Мавританию, Нигер и Нигерию.  Семь стран Африки. Мавритания на любителя. Там полностью вся страна пустыня Сахара. Мали конечно очень живописная страна, очень интересная.

Не опасно там для белого человека?

Нет, не опасно, единственное в Мали там местные племена воюют за свои земли. В самих городах это не заметно, а уже там за городом они стреляют, ругаются. Таскают, растаскивают эти земли.

Если брать ЮАР, там есть специальные места для автостопщиков – стоит знак специальный. Поднятый большой палец руки. Только там в этих местах нужно стоять. Потому что бывали случаи когда автостопщиков делали рабами на алмазных приисках.

Вы на всех континентах бывали?

Кроме Антарктики.  Самый дальний континент Австралия. Туда долетела самолетом и дальше автостопом.

Какая страна самая сложная в плане автостопа в вашей практике? Где вообще очень тяжело ездить автостопом? И где соответственно наиболее легко?

Легко можно сказать везде. Но сложнее в тех странах, где развит национализм. Возьмем туже самую Испанию. По ней можно ездить нормально автостопом, кроме Андалузии.  Там, несмотря на то, что местные все знают английский язык , они его и любые другие будут игнорировать и говорить только по испански. У них больше развиты национальные качества. Там будет сложнее ездить автостопом, чем в других странах.

На каком месте в негласном рейтинге  легкости – сложности автостопа по вашему мнению находится Украина?

Поскольку в Украине только развивается автостоп, поcле России второе или даже третье место по легкости.

А на первом?

Россия. У них давно автостоп развит. Наша цель развивать украинский автостоп, чтобы Украина была на первом месте.

А Вас был еще такой интересный проект «Автостопная кругосветка». Как он родился, в чем была его цель и как это все происходило?

Был конкурс National Geographic для путешественников и было условие, чтобы во время путешествия был попутчик обязательно у человека, который подает заявку. Кто выиграет, получает грант на осуществление путешествия – 30 тысяч долларов.

Виктория Грицаенко: "Автостопу не изменяю"|В дороге - сайт о путешествиях и приключениях

Нужно было составить маршрут и объяснить его суть, почему Вы хотите именно этот маршрут пройти. Наша цель была изучить историю и культуру стран Европы, Африки и Азии. В эту кругосветку Америка и Австралия не была включена. Поэтому..

Не совсем кругосветка получилась

Да, можно и так сказать. Там есть их несколько видом, и эту также можно так назвать. Один момент. Если не до конца прошли, если не все пройдено, это не считается в кругах путешественников. У нас все проекты наши доходили до конца, поэтому все они засчитаны, у нас диплом есть, что мы прошли от Книги рекордов Гиннеса.

Если говорить об этой автостопной гонке от National Geographic мы выиграли с нашим попутчиком этот грант и отправились в путешествие. За эти деньги можно было оформить визы, купить билеты. Но билеты мы не покупали, за исключением лоукостов. Редакция  журнала говорила, что можете в гостиницах останавливаться за эти деньги, мы сэкономили. Мы ездили автостопом, и останавливались у людей через каучсерфинг. Если его в городе не было, тогда использовали палатку, либо останавливались в хостелах, гостиницах.  Деньги все равно были, нужно было их на что-то тратить. Нельзя было их тратить на покупку квартиры, дома, техники, машины, в этом плане.

Примерный маршрут, откуда Вы стартовали

Мы стартовали из Харькова.  Мой попутчик был сам из Германии. Как я его искала это отдельная история. Я нашим мальчикам не говорила , что у нас есть 30 тысяч. Рассказывала, что ищу попутчика в кругосветку, и я не знаю, сколько у нас это приблизительно займет времени. Предположительно минимум четыре месяца. То есть нужно увольняться и ехать в кругосветку.

Виктория Грицаенко: "Автостопу не изменяю"|В дороге - сайт о путешествиях и приключенияхТа вот, надо уходить с работы, нужны деньги. Они посоветовали: Напиши в группу немецких автостопщиков, они сразу соглашаются. Не написала, что у меня есть грант, я написала объявление в немецкой группе « Еду в кругосветку, нужен попутчик, знаю такие-то языки и маршрут». Думаю если кто-то один ответит, с тем и поеду. Через полтора часа ответил Петер.

Пишет говорю по русски и французски. И начинаю изучать монгольский и арабский.

Пишу, все нормально.

Отвечает я готов прямо сейчас ехать. Давай, как только приедешь в Харьков, стартуем.

Все упирается в деньги пишет, сейчас посмотрю, сколько денег у меня осталось.

Говорю не переживай, у нас есть грант 30 тысяч.

Ну хорошо, у меня есть деньги на мелкие расходы. Вдруг мне захочется в музей пойти или еще что.

Приезжай.

Он взял билет на самолет из Франкфурта – на – Майне и прилетел в Харьков.

На следующий день мы стартовали прямо из Харькова и по всей Европе доехали до французского города Кале на берегу Ла – Манша и через туннель проехали под ним в специальном поезде, там в одном отсеке машины еду, а в другом водители. И мы с нашим водителем в другом отсеке ехали. В Великобританию у нас была туристическая виза и нас пропустили без проблем и 10 дней мы были в Великобритании и оттуда мы самолетом перелетели в Египет. Потом по Африке катались, из Египта до ЮАР.

И финишировали в Харькове?

Да

И сколько у вас заняла поездка?

По времени около 4,5 месяцев. Была еще Азия, Центральная и Юго-Восточная, Индия. Катались, полностью изучали страны Европы, Азии и Африки.

Что значит изучали?

Приехали в город. Три дня там живем, есть свободное время пофотографировать, выслать фоторепортаж в редакцию. Я писала по русски и Петер переводил на английский язык, поскольку знал русский. Потом он отправлял эти отчеты в National Geographic.

Они публиковали наши репортажи в журнале, у нас был свой блог на сайте и каждый путешественник который получал грант оставлял там свои отчеты и фотоотчеты. И самое интересное редактора National Geographic  публиковали в бумажном издании. Был такой небольшой заработок. За каждую статью они платили деньги и за каждое фото тоже. Единственное они просили отчет о тратах денег: вот мы потратили столько то денег, вот чеки. Что мы на развлечения никуда не потратили. В музей сходили, билеты прикалывали к отчетам. Это нормально было. Мы сэкономили около 15-16 тысяч долларов. И они нам сказали : У вас остались еще деньги, можете вернуть. Я говорю мы планируем еще после кругосветки поехать дальше. Ну хорошо, Вы можете оставить себе деньги  при одном условии: если напишите статью и сделаете фоторепортаж на такую-то тему. Хорошо. Мы оставили себе эти деньги и поехали дальше куда они хотели – в Мексику.И написали статью о ацтеках, то есть о культуре, как они живут. Об истории, откуда они взялись. Интересно.

Мы туда приехали и жили их жизнью, в семьях, в фигвамах. Очень интересная была и статья и фоторепортажи.

Виктория, Вы наверняка встречали в путешествиях много разных интересных людей, как положительных так и негативно настроенных.

Если брать негативную историю, то отпечаток , который у меня остался в моей жизни, это когда я ехала автостопом в Красноярск через Кемерово в России. И меня предупреждали, что на отрезке трассы от Омска до Кемерово  всех женщин считают проститутками. Несмотря на то, что ты автостопщик с рюкзаком. Я решила на одной машине проехать этот отрезок, водитель нормальный, адекватный попался. Я думала сейчас проскочу Кемерово, доехала до него, думаю все, хорошо. Вышла на окраину, на выезд из города, и думаю, что теперь ко мне маньяки не будут липнуть, села в машину, легковушка. С водителем начали общаться. Он сказал что директор ночного клуба. Оп, думаю сейчас точно будет липнуть. Едем, выезжаем из города, и тут он сворачивает в лесопосадку и говорит раздевайся.

Я говорю. Не поняла.

Он говорит, ну у Вас же в Украине все проститутки, поэтому раздевайся.

Чего это Вы решили. Что я будут раздеваться?

Достаю из кармана спрей от комаров и брызгаю ему в глаза. Пока он чухался и протирал глаза, я выскочила из машины и убежала, причем когда бежала думала чтобы не догнал, не убил, не изнасиловал. До сих пор перед глазами и это самый негативный опыт за все годы моих путешествий. Но при этом я все равно не боюсь ездить автостопом.

Все остальные били позитивные. И смешные и просто стандартные. Самый позитивный когда мы не смогли через каучсерфинг найти вписку в Турции, в Трабзоне. Мы в нем хотели остаться на 10 дней, на берегу Черного моря, отдохнуть немножко и поехать дальше по Турции кататься автостопом. Я с попутчиком ехала и когда проходили турецко-грузинскую границу сложно было разобраться , поскольку многие турки английского языка не знают, поэтому пришлось с водителем на пальцах общаться и таким образом мы потихоньку начали изучать турецкий язык. И турецкий водитель который нас вез от границы в Трабзон, он выяснил у нас на языке жестов, что у нас нет жилья. И говорит: « Ну хотите, можете остановиться у меня.У меня есть жена и шестеро детей, но Вы будете почти как у себя дома себя чувствовать. Согласились, приехали, там детей куча. Жена приветливая, гостиприимная. Мы практически как их дети были. Они нас очень хорошо приняли, мы им и не в тягость были. Они нам и все достопримечательности показали и с нами на пляж ходили. С одной стороны это немного навязчиво было, но для них это было нормально. Мы были как члены их семьи. Мы даже водили в школу их детей. это самый позитивный момент.

Виктория, давайте перейдем к практике. Я знаю, что Вы обучаете желающих езде автостопом. Хотя бы в двух словах. Если человек никогда не ездил автостопом, но очень хочет, с него начинать, может какие-то азы. Где ночевать, сколько с собой брать денег.

В принципе,  многие начинающие автостопщики делают большую ошибку, не берут с собой денег. На самом деле деньги  нужны. Потому что вдруг какие-то непридвиденные обстоятельства: ногу сломал, малярией заболел, а это такая болезнь, что в больницу сразу кладут и очень даже вероятен летальный исход. По любому нужны деньги на лекарства, на еще что-то. На ту же перевязку, если нога или рука будет сломана и за вас это никто не сделает. Потому что платить за каждую перевязку все равно придется. Или потеряли документы и надо справку получить, чтобы вернуться домой. Так что такие ситуации в общем то бывают. В принципе я всегда беру с собой деньги, учитывая какой-то форс мажор и плюс деньги на еду. Если мне задают такие вопросы Где Вы кушаете, где Вы живете? Я всегда водителю отвечаю, что мы интеллигентные автостопщики.

А что это значит? Спрашивает.

Это значит что деньги у нас есть, но мы только платим за еду. Мы путешествуем без помощи денег, за жилье мы не платим, либо в палатке ночуем, либо через каучсерфинг. Либо с друзьями автостопщиками списываемся и останавливаемся у них. А деньги сходить в кафешку покушали и поехали дальше.

Надо быть общительным человеком, ведь придется поддерживать разговор с водителем?

Общительным  нужно быть, но тут нужно также учитывать и психологию самого водителя. Есть водители которые общаются. Они сразу задают вопросы и нужно сразу подключаться и вы общаетесь всю дорогу и незаметно эти километры проходят. И потом «О!», мы уже в городе. А есть такие водители, которые общаться в общем то не любят: они включают музыку и просто слушают ее. Был случай когда я просилась к водителю в машину.

Ты можешь сесть. Только ничего не говори.

Ну ладно. Я села в машину и спросила. А почему нельзя говорить? Хорошо, просто на один вопрос ответьте. Только что, полчаса назад перед тобой, я высадил одного автостопщика и я его не довез до того места, куда ему нужно было.Он просто рассказывал мне какую-то чепуху про йогу. Тантры – мантры, а оно мне нафиг не надо и я его высадил. Хорошо, говорю, а можно сесть назад и спать. Хорошо говорит, лучше спи. Такие водители тоже бывают.

Есть и такие водители, как я уже рассказывала на одной из лекций. Которые сами себе на уме, и они проверяют общительный ли ты и слово за слово могут подвести, куда тебе в итоге нужно, если по пути.

Есть водители, которых интересует только секс. Тут нужно соблюдать осторожность и если пошли откровенные намеки, тогда нужно применять либо силу, либо газовый баллончик, либо за неимением, спрей от комаров. Вот такие типы водителей бывают.

Человек уезжает на много месяцев из дома, выпадает из социума тяжело ли это в психологическом плане. Как в этом случае быть, тяжело ли вернуться обратно после того, как ты много месяцев был в поездке?

В принципе не тяжело. Единственное нужно снова искать работу, но переход из путешествия, к обычной жизни протекает вполне нормально. Нету конфликта. Причем я ищу работу такую, где можно будет уехать на недельку или на три дня.

А если на полгода?

Тогда я увольняюсь и возвращаюсь и ищу работу.

Читайте также: В Запорожье открыли школу автостопа и провели учебную гонку


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *